Звукопись

Категории словаря

Звукопись (нем. Tonmalerei, франц. musique descriptive) — воплощение музыкальными средствами объективного «предметного» мира. Опирается на изобразительные возможности музыки. Последние подразделяются на два осн. типа. К первому относят имитацию (более или менее точную) разл. звучаний — пения птиц (соловей, кукушка и перепел в «Пасторальной симфонии» Бетховена, группа птиц в «Снегурочке» Римского-Корсакова, соловей в медленной части 2-й симфонии Скрябина), жужжания шмеля («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), раскатов грома («Фантастическая симфония» Берлиоза), шелеста леса («Кольцо нибелунга» Вагнера), звона колокола («Борис Годунов» Мусоргского) и др.

Ко второму типу принадлежат изобразит. возможности музыки, основывающиеся на разл. ассоциативных связях звуковых и внезвуковых явлений. Так, быстрый или медленный темп музыки может отвечать темпу реального движения. Отд. звук в зависимости от частоты колебаний воспринимается как высокий или низкий (отсюда косвенное воспроизведение разл. «подъёмов» и «спусков»), аккорд в зависимости от его структуры, регистра, динамики — как светлый или тёмный. Разл. тембры голосов и инструментов также способны вызывать ассоциации с оптич. явлениями («светлые» и «тёмные», «блестящие» и «тусклые», «матовые» тембры и т. п.).

Определённая роль в З. принадлежит и звуко-цветовым ассоциациям (см. Цветной слух). Ассоциации этих типов широко применяются в разл. муз. картинах рассвета («Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, окончание 2-й картины «Евгения Онегина» Чайковского), образах разгорающегося пламени («Прометей» и поэма «К пламени» Скрябина). Порой композиторы с помощью тонких ассоциативных связей пытаются воспроизвести облик человека («Девушка с волосами цвета льна» Дебюсси), запахи («Ароматы в вечернем воздухе реют» Дебюсси) и др. Изобразит. возможности обоих типов часто сочетаются в муз. произведениях.

Важнейшее значение в З. имеет передача не внешних черт явления, а того впечатления, к-рое оно производит на человека, тех чувств, к-рые оно в нём вызывает. Вне этого З. не может подняться до уровня художеств. творчества; напротив, изобразит. штрихи, б.ч. скупые, способны придать «картине настроения» предметную определённость (примечательна заметка Бетховена на рукописи «Пасторальной симфонии»: «Более выражение чувств, чем изображение»). Предметной конкретизации часто служат и заглавия или словесные ремарки в нотах; т. о., З. тесно связана с муз. программностью (см. Программная музыка). Однако элементы З., муз. изобразительности разл. рода, порой с трудом поддающиеся выделению, постоянно присутствуют и в непрограммной инстр. музыке.

Понятие З., вызывавшее многочисл. дискуссии, было сформулировано лишь в 18 в., но применялось в музыке с древнейших времён. До 19 в., когда достигла высокого развития программная музыка, З. постоянно использовалась в муз. зарисовках охоты (качча), сражений и т. п. После Р. Штрауса, склонявшегося к наглядно-объективной З., она принимает своеобразные субъективно-ассоциативные формы в музыке композиторов-импрессионистов; в нач. 20 в. под влиянием художеств. течения урбанизма создаются произв. натуралистического плана, передающие шум машин («Завод» Мосолова) и др.

Литература: Кремлев Ю., Очерки по вопросам музыкальной эстетики, М., 1957; его же, Выразительность и изобразительность в музыке, М., 1962; Бер М. P., О звуковых обобщениях в оркестровке, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960, с. 256–81; Кечхуашвили Г. Н., К проблеме психологии восприятия музыки, там же, с. 302–23; Сохoр A., Музыка как вид искусства, М., 1961; Еngel J. J., Uber die musikalische Malerey, В., 1780; Weber G., Uber Tonmalerei, «Caecilia» (Mainz), III, 1825; Marx A. В., Uber Malerei in der Tonkunst, В., 1828; Berlioz H., De l’imitation musicale, «Revue et Gazette musicale de Paris», IV, 1837, NoNo 1–2, рус. пер. — Берлиоз Г., О подражании в музыке, в его кн.: Избранные статьи, М., 1956; Riemann H., Programmusik, Tonmalerei und musikalisches Kolorismus, в его кн.: Praludien und Studien, Bd 1, Fr./M., 1895; Wagner R., Oper und Drama, «Sдmtliche Schriften und Dichtungen», Bd 3–4, Lpz., (1911), рус. пер. — Вагнeр P., Опера и драма, в его кн.: Избранные статьи, М. 1935; Miеs P., Uber die Tonmalerei, «Zeitschrift fur Дsthetik und allgemeine Kunstwissenschaft», Bd VII, H. 3–4, Stuttg., 1912; Van den Borren Ch., La musique pittoresq ie…, au XV-e siиcle, в сб.: Kongress-Bericht Basel 26–29 IX 1924, Basel, 1924; Serauky W., Die musikalische Nachahmungsasthetik im Zeitraum von 1700–1850 (серия «Universitas-Archiv», XVII), Munster in W., 1929; Negreanu R., Despre muzica cu program, (Buc.), 1960; Gyulai E., A lбthatу zene, Bdpst., 1965; Dahlhaus C., Musica poetica und musikalische Poesie, «AfMw», Jahrg. XXIII, H. 2, 1966; Faltin P., Funkcia zvuku v hudobnej strukture, Bratisl., 1966.

А. Г. Юсфин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Ревю Термины и понятия
Бриндизи Опера, вокал, пение

Коллективы

рекомендуем

смотрите также

Септима Теория музыки
Appassionato, аппассионaто Теория музыки
Пуантилизм Термины и понятия
Испанская музыка Национальные культуры
Додекафония Термины и понятия
Классический танец Балет и танец
Танцевальная музыка Термины и понятия
Советский балет Балет и танец
Arabesque, арабеск Балет и танец

Реклама