Чаровница компьютерной эпохи

Дайана Кролл выступила в Москве

Дайана Кролл

О некоторых звездах мы так долго мечтали, что они успели потухнуть, пока добрались до нас. Так что визит в Россию знаменитости с козырем — в зените славы — привлекает огромное внимание нашей воистину всеядной и весьма доброжелательной аудитории. На пике популярности к нам пожаловала канадская джазовая певица и пианистка Дайана Кролл, выступила в Большом зале Московской консерватории, следом — на аналогичной площадке в Санкт-Петербурге. Двойной удар по столицам — традиционный принцип работы фонда «Музыкальный Олимп», который то и дело потчует нас именами из высшей лиги мирового музыкального искусства.

Дайана Кролл известна миру как ниспровергательница законов джазового бытия: мол, невозможно в наши дни петь-играть стандарты, не вылезая из свинга и бибопа, так, чтобы диски расходились миллионными тиражами, чтобы покорялись вершины чартов и соседями в одной номинации «Grammy» оказывались представители чуждого лагеря — попсы. А Дайане это все удается. Восхождению выпускницы бостонского колледжа Беркли на вершину славы во многом содействовал быстрый контракт с компанией-мейджором «Universal», в 1998 году издавшей ее диск «When I Look In Your Eyes», попавший в историю как первый за 25 лет джазовый альбом, номинированный на «Grammy» как «альбом года».

В программу российского тура Дайана включила, как всегда, стандарты, неоднократно перепетые и переигранные такими колоссами, как Элла Фицджералд, Пегги Ли, Билли Холидей, Этта Джонс, Каунт Бейси, Джон Колтрейн, Луи Армстронг, Томми Дорси, Чарли Паркер... В частности, прозвучали «Let’s Fall In Love» Г.Арлена, «Do I Love You» К.Портера, «S’Wonderful» Д.Гершвина, «East Of The Sun» Э.Боумена. Не миновала Дайана песни своей любимой землячки и коллеги Джони Митчелл — «A Case Of You», где говорится о ее родине, что было вполне символично, ведь 1 июля — в день концерта — вся Канада отмечала День конституции. На бис — композиция «I’ll Never Be The Same Again» Р.Кана, которую исполнительница посвятила своему учителю, уже ушедшему из жизни пианисту Джимми Роулзу.

Оказалось, грэмминосная героиня сугубо нашего, компьютеризированного времени, — одна из звезд рекорд-галактики, с которой легко играть в игру «найди десять отличий»: живой концерт и аудиозаписи являют разительный контраст. В студии Дайана предстает преимущественно в своем вокальном амплуа, что чрезвычайно мудро с ее стороны: игра на фортепиано представляет для нее по меньшей мере значительную трудность. Импровизации обрываются там, где перестают слушаться пальцы, а не там, где того требует форма и музыкантское чутье, фразировка в соло выглядит угловатой, а попытка блюза выливается в шатание темпа и неритмичность, что для джаза разрушительно до основания. Впрочем, компенсировать инструментальные потери ярким вокалом певице во многом помешал консерваторский зал, не рассчитанный на звукоусиление (выбор площадки, как оказалось, был вынужденным — Зал Чайковского и «Россия» закрыты на ремонт, а Дом музыки как вариант вообще не рассматривался), потому голоса, покоряющего мягкостью и глубиной, когда имеешь дело с диском, тут порой или не было слышно, или его звучание даже отталкивало. А эмоциональную и физическую зажатость, увы, не скрыла ни показная непосредственность, ни псевдохудожественная грубинка, присущая многим старым джазистам.

Конечно, у диска есть обложка. Повышенный спрос на альбомы обусловливает грамотный подбор стимулов: низкий (или не очень) женский голос, «модельная» внешность (высокая интересная блондинка, ноги — в кадр), популярный репертуар, и все это — в свободную нишу. Такой полостью оказался как раз вокальный джаз, якобы переживающий ныне кризис. Так что иных — Эллы Фицджералд, Бесси Смит, Билли Холидей — уж нет, а те — Ди Ди Бриджуотер, Эбби Линкольн, Кассандра Уилсон, Кармен Ланди — далече. Ибо конкурентоспособные певицы старшего поколения ныне могут рассчитывать прежде всего на свое мастерство — законы шоу-бизнеса работают и в джазе. Дайана же прекрасно умеет нравиться такой, какая есть. Хотя, как уже понятно, страстным поклонникам канадской дивы, чтобы сохранить в душе ее светлый образ, лучше продолжать наслаждаться именно дисками.

«Со временем мне стало плевать на разные обстоятельства, и я стала сама собой», — признается Дайана. Видимо, поэтому, выходя на сцену, она уже не заботится о соответствии образу чаровницы с обложки, фотография которой делает чудеса. Вечерний гардероб, более соответствующий ресторанной музыке с дисков, сменился прозаическими джинсами и кожанкой, а томные баллады с оркестром — клубными квартетными джемами с обилием импровизаций, в которых показали класс контрабасист Пол Келлер, барабанщик Джефф Хэмилтон и гитарист Энтони Уилсон. И при взгляде на то, к чему прилагают свои таланты эти парни, вспоминаются прежние, неугасающие звезды джаза, отнюдь не уповавшие на магию звукозаписи — сведение и мастеринг.

Татьяна Давыдова

реклама