Алексей Чернов: «Сыграть всего Скрябина — моя цель»

Алексей Чернов

Алексей Чернов — известный пианист и композитор, лауреат более 20 международных конкурсов, в том числе лауреат XIV международного конкурса им. П. И. Чайковского 2011 года. В интервью порталу Belcanto.ru он рассказал о своём десятилетнем творческом пути после этого знакового события. О том, как юношеское увлечение музыкой Александра Николаевича Скрябина, 150-летний юбилей которого мы будем отмечать на днях, вдохновило его на исполнение всех фортепианных произведений великого русского композитора — масштабный проект, осуществляемый совместно с Московской консерваторией, и о многом другом.

— Прошло десять лет с тех пор, как вы стали лауреатом конкурса Чайковского, что изменилось в вашей жизни?

— Прежде всего я перестал играть на конкурсах, конкурс Чайковского был одним из последних. Вообще считаю обильную конкурсную практику нынешнего поколения пианистов не очень хорошей, у меня есть на этот счет своё мнение, но это тема для отдельного разговора. За прошедшие годы я старался развивать и другие аспекты моей деятельности — не только сочинение музыки и игру на рояле. Я стал намного больше преподавать, отчасти это было вынуждено, также я много занимаюсь организаторской деятельностью: с 2017 года возглавляю собственный фестиваль и пытаюсь заниматься просветительством в его рамках.

За это время сформировалась, или, если быть точнее, начала формироваться та публика, которая действительно ценит то, что я говорю в музыке и за роялем — особый подход к интерпретациям известных вещей, репертуарное разнообразие, в том числе малоизвестная русская музыка, мои собственные сочинения… За последние десять лет я написал несколько сочинений, в том числе симфонию. Сейчас пытаюсь найти время, чтобы закончить работу над моим фортепианным концертом, который, как мне кажется, будет новым словом в этом жанре. Если резюмировать, за эти годы я вырос в музыканта в четырех ипостасях — композитора, исполнителя, организатора и педагога.

— В этом году мы отмечаем 150-летие со дня рождения А. Н. Скрябина. Когда возникла идея сыграть все фортепианные сочинения?

— Музыкой Скрябина я увлекся, когда мне было 14 лет. Увлекся настолько, что у меня возникла творческая мечта — сыграть все его фортепианные сочинения. Уже тогда я стал прикидывать, когда это можно было бы сделать, и вот как раз год 150-летия Скрябина мне казался наиболее подходящим для реализации этой творческой мечты. Я долго к этому шел, постепенно учил все его фортепианные сочинения, доучиваю некоторые из них до сих пор.

В моем репертуаре уже есть все 10 сонат, много крупных сочинений, этюдов, прелюдий и фортепианный концерт. Поэтому идея сыграть все его фортепианные сочинения очень давняя, и, можно сказать, её реализация — одно из главных дел моей жизни. Очень рад, что этот проект удастся осуществить в стенах Московской консерватории. В том числе, сыграть юбилейный концерт прямо в день рождения Скрябина, 6 января, в Малом зале МГК. Всего концертов в цикле семь, один будет в Большом зале, там будет исполнен в том числе Фортепианный концерт совместно с оркестром Московской консерватории, и остальные шесть — в Малом.

— Как вы относитесь к творчеству Скрябина, близки ли вам его творческие идеи?

— Скрябин — один из наиболее близких мне композиторов, причем как концептуально, так и эстетически (это если говорить о его композиторских стилях). Концептуально, потому что для меня очень близка идея такой всепобеждающей силы творчества! Мне кажется, что настоящий музыкант должен быть именно творцом, делать в музыке что-то новое, и с помощью своего творчества, с помощью своих идей как-то изменять мир, влиять на умы людей, пробуждать в их душах новые сильные эмоции и способствовать познанию человеком самого себя и окружающего мира.

В поздний период творчества у Скрябина многие идеи в некотором смысле гипертрофировались, он немного оторвался от реальности и с головой ушел в мир своих философских концепций, если можно так сформулировать, «субъективных». Но я могу сказать, что в целом творческий посыл Скрябина мне очень близок! Если говорить об эстетике в музыкально-стилевом понимании, Скрябин творил на стыке позднего романтизма и экспрессионизма, был композитором рубежа XIX—XX веков, и музыкальная эстетика этого времени мне тоже очень близка. Наверное, наибольшее количество любимых мною музыкальных произведений относятся именно к этой эпохе, и Скрябин в том числе.

— Какое место, на ваш взгляд, занимает музыка Скрябина в репертуаре современных пианистов?

— К сожалению, подавляющее большинство пианистов играют и имеют в своём репертуаре лишь небольшое количество произведений Скрябина. Объясняется это тем, что его музыка, если её не любить сильно, не вникать в неё, довольно сложна как для исполнения, так и для понимания.

Многие пианисты предпочитают со всем этим не связываться и имеют дежурный набор произведений Скрябина в своем репертуаре: чаще всего, это прелюдии ор. 11, поэмы ор. 32, несколько этюдов и, может быть, какая-то одна соната. А у Скрябина ведь очень значительное количество фортепианных сочинений, и среди них есть настоящие не открытые жемчужины, которые нужно играть как можно чаще!

Ну и другая причина в том, что концертные организации в наше время очень настороженно относятся к имени Скрябина, и почему-то в этой среде бытует мнение, сложился такой стереотип, что Скрябин — это что-то сложное и непонятное. Когда исполнители предлагают Скрябина для сольных концертных программ, они очень часто слышат в ответ, что, мол, это сложно, публика не поймет, не надо Скрябина, а давайте лучше Рахманинова, Чайковского, что-то попроще, классику, Шопена...

Я считаю, что это напрасно — музыка Скрябина очень яркая и, безусловно, есть, особенно в нашей стране, большое количество публики, которая любит и ценит музыку Скрябина, поэтому его нужно играть. И несмотря на то, что он является признанным русским классиком, его музыку нужно продолжать популяризировать, в том числе те его сочинения, которые звучат редко или вообще не звучат (а есть и такие)!

— С 2017 года вы возглавляете СТАМ-фестиваль, его центральное событие — композиторский конкурс, на котором победителей выбирает публика...

— Этот фестиваль является уникальным, поскольку ситуация, когда победителей выбирает публика, не имеет прецедентов. Мне эта концепция очень близка, так как она помогает преодолеть пропасть, которая очень часто возникает между слушателем и современными композиторами, да и не только композиторами, а вообще музыкантами, настоящей музыкальной элитой.

Идея голосования публики помогает преодолеть недоверие, навести мосты и стимулирует публику слушать музыку более внимательно, причем иногда довольно сложную, помогает публике не чувствовать себя лишней на концерте, а особенно на концерте современной музыки.

Также в СТАМе я вижу реализацию одной из своих миссий — это помощь музыкантам, моим коллегам, которые, как мне кажется, не должны чувствовать, что они своим творчеством занимаются зря, и это никому не нужно. Иногда, как и многие мои коллеги, я испытываю это на собственной шкуре и поэтому прекрасно понимаю, о чём говорю! Настоящие тонкие музыканты должны находить отклик, они должны находить свою публику, поэтому я с удовольствием занимаюсь фестивалем и планирую расширять его границы, всячески развивать и продвигать его основную идею.

Также хочу отметить, что в рамках СТАМ-фестиваля мы пропагандируем малоизвестную русскую музыку, так как каждый год фестиваль посвящен двум малоизвестным русским композиторам последнего столетия, т. е. это композиторы XX века и ныне живущие, которых уже можно в какой-то степени назвать классиками, но с творчеством которых, к сожалению, широкая публика не знакома. И вот в рамках СТАМ-фестиваля мы проводим концерты, где исполняем творения этих авторов, и для многих такая музыка является настоящим открытием!

Таким образом, фестиваль состоит из двух частей: это поддержка молодых музыкантов-композиторов и распространение информации о композиторах более старшего поколения, о классиках русской музыки последнего времени, музыка которых звучит значительно реже, чем того заслуживает! Ну и в заключении не могу не сказать, что СТАМ-фестиваль является частью моего более крупного замысла, который постепенно оформляется как творческое объединение под названием «Взгляд в настоящее». Тут у меня много разных планов и идей и о них я мог бы долго говорить...

— С недавних пор вы стали активно развивать свой ютуб-канал, это дань моде? Каким контентом вы его наполняете?

— Я считаю важным распространять свои идеи и знакомить широкую аудиторию со своим творчеством. Мне кажется, сейчас это действительно одна из лучших возможностей для музыканта, желающего быть услышанным, и нужно ею пользоваться!

В качестве контента я выбираю прежде всего свои исполнения: какую-то интересную музыку и то, что у меня наиболее хорошо получилось в записи или на том или ином концерте; выкладываю на канал музыку собственного сочинения. Отдельно пытаюсь развивать разговорный жанр: публикую анонсы своих концертов, ответы на вопросы, просто высказываю свои мысли и соображения относительно самых разных вещей, прежде всего, это касается искусства, современной ситуации в музыкальном мире.

— Что вы пожелаете всему нашему музыкальному сообществу в новом году?

— Хочется пожелать музыкантам, слушателям и всему музыкальному социуму в целом не упрощать свои требования к музыке, не идти на сделку с дурновкусием, а ценить тонкое искусство и, как следствие, просто очень сильно любить музыку, но только музыку подлинную, высокую, настоящую!

Редакция выражает признательность супруге Алексея Чернова — Елене — за помощь в организации интервью.

реклама