Приближение к вершине

Свой первый сольный диск Анна Нетребко, как это ни странно, записала только сейчас. Зато сразу с лучшим мировым оркестром — Венским филармоническим, да на Deutsche Grammophon, одной из наиболее престижных звукозаписывающих фирм, с которой она недавно заключила эксклюзивный контракт. Вышедший вслед за триумфальными выступлениями на первейших мировых сценах и фестивалях в течение последних нескольких лет, этот диск стал еще одним шагом, приближающим ее к вершине оперного Олимпа.

Имя Анны Нетребко, тогда еще студентки Санкт-Петербургской консерватории, впервые прозвучало после ее победы на Конкурсе Глинки в 1993 году. А весной 1994-го она дебютировала на сцене Мариинки партией Сюзанны в премьерных спектаклях «Свадьбы Фигаро». И уже тогда было ясно, что у певицы, едва перешагнувшей порог двадцатилетия, впереди звездное будущее. Развитию ее карьеры немало способствовал Валерий Гергиев, с самого начала решительно продвигая юное дарование на первые позиции в Мариинском театре, что автоматически означало и участие во всех престижных гастролях. И всего несколько лет спустя после своего дебюта, не порывая связи с родным театром, Нетребко начинает самостоятельную международную карьеру. И начинает опять-таки с Моцарта, противореча сложившемуся стереотипу восприятия наших певцов на Западе.

Первый диск во многом носит презентационный характер: певице хотелось показать себя с разных сторон. Поэтому Моцарт соседствует с романтическим бельканто и французской лирической оперой, да еще нашлось место для оперы славянской (правда, не русской), представленной «Русалкой» А.Дворжака. Завершает же программу шлягерный Вальс Мюзетты из «Богемы» Пуччини. Для одного диска это, пожалуй, перебор, позволяющий заочно говорить о некоторой стилистической пестроте. Тем более что и сам порядок номеров, в котором итальянские арии буквально вклиниваются между французскими, дает к тому вроде бы все основания.

На самом деле, однако, пестрота чисто внешняя, ибо Нетребко отменно владеет всеми представленными на диске стилями (как и ее партнер, маэстро Нозеда, с которым она много работала в Мариинке). Другое дело, что не все удается ей в равной степени.

Так, например, для белькантового репертуара техника певицы еще недостаточно филигранна. В ариях из «Лючии» и «Сомнамбулы» далеко не все фиоритуры выпеваются безупречно и не всегда удачны верхние ноты. Впрочем, техника у Нетребко с каждым годом становится все увереннее, поэтому можно ожидать, что довольно скоро и этот репертуар покорится ей в полной мере. Пока же гораздо большего эффекта она достигает в операх Моцарта и французов.

В качестве моцартовской певицы Нетребко признана уже во всем мире, даже в Зальцбурге, где пела с самим Николаусом Арнонкуром. А вот французские оперы (за исключением, кажется, лишь Антонии в «Сказках Гофмана») ей пока приходится исполнять в основном на записях и в концертах, хотя, судя по представленным на диске ариям из «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, «Манон» Массне и «Фауста» Гуно, в них она уже сейчас способна затмить многих. Теперь наверняка кто-нибудь догадается поставить специально на нее ту же «Манон». Очень бы хотелось, чтобы развивая достигнутое, певица поскорее записала диск, целиком посвященный французской опере. И, конечно же — моцартовский диск. А потом — итальянский, русский etc, etc.

Оперные арии. Анна Нетребко. Венский филармонический оркестр. Дирижер Джанандреа Нозеда. Deutsche Grammophon. 474 240-2. Дистрибьютер в России — Universal Music Russia.

Дмитрий Морозов

реклама