Шостакович и... Шостакович

Центр оперного пения Галины Вишневской тоже приготовил свое приношение к 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Понятно, что Галина Павловна, близко знавшая великого композитора, в расчете на нее написавшего и ей посвятившего немало своих сочинений, не могла остаться в стороне. Возникали, однако, опасения, что музыка Шостаковича, требующая от исполнителей творческой зрелости, будет «центристам» не совсем по зубам. Опасения эти, не совсем уж безосновательные, оправдались только отчасти, да и то в одном-единственном случае. Наталья Левитина, которой доверили исполнить «Сатиры» на слова Саши Черного, к столь сложной задаче оказалась не готова. Певица изо всех сил старалась быть выразительной, но ядовито-саркастическая шостаковичевская интонация при далеко не безупречной дикции и чересчур легком для этого цикла голосе то и дело от нее ускользала. Впрочем, «Сатиры» — весьма крепкий орешек даже и для куда более зрелых вокалистов.

С другим сложнейшим циклом — вокально-инструментальной сюитой «Семь стихотворений Александра Блока» — неплохо в целом справилась Мария Пахарь. Правда, ее исполнение, отмеченное определенной музыкальной тонкостью и пониманием поэтического слова, грешило все же некоторой монотонностью. Возможно, это и не столь бросалось бы в глаза, а очевидные достоинства работы певицы предстали бы в более выгодном свете, выступи она в начале отделения. Но, дабы завершить вечер на умиротворяющей ноте, блоковский цикл с увенчивающей его «Музыкой» поставили после цикла цветаевского, в исполнении Оксаны Корниевской ставшего кульминацией всей программы. И на таком фоне Мария Пахарь заметно проигрывала.

Оксана Корниевская, еще два года назад столь мощно заявившая о себе в «Царской невесте» (Любаша), сполна обладает тем, что сегодня стало едва ли не наибольшим дефицитом среди вокалистов: ярко выраженной индивидуальностью. При этом талантливая певица умеет еще и работать в ансамбле, не пытаясь самоутвердиться за счет других. Поэтому в открывавшем программу вокальном цикле «Из еврейской народной поэзии» она отнюдь не стремилась выйти непременно на первый план, отодвинув своих партнеров, тем более что партия сопрано в нем все же более важна. И Наталья Боброва вполне достойно с ней справилась. Справился со своей партией и тенор Олег Долгов. Корниевская же сыграла здесь роль своего рода камертона, по которому настраивались другие участники ансамбля. Что касается исполненной ею во втором отделении сюиты «Шесть стихотворений Марины Цветаевой», то это было не просто первоклассное исполнение, а и своего рода театр одного актера, точнее певца. Корниевская словно бы от имени самой Цветаевой выступала во всеоружии столь нечастого и немодного сегодня искусства переживания.

Своеобразным юмористическим интермеццо стала «Сказка о глупом мышонке», написанная Шостаковичем в 1939 году и представленная участниками детского музыкального театра «Галина Вишневская» колледжа 61. Номер этот, связанный с основной программой только именами Шостаковича и Вишневской, конечно же, несколько выпадал из общего контекста. Исполнение, проходящее, скорее, по разряду художественной самодеятельности, было, впрочем, довольно милым. Да и саму эту вещицу иначе как милой безделушкой не назовешь. Но, в конце концов, почему бы не познакомиться и с таким Шостаковичем, особенно в дни его столетнего юбилея?!

Дмитрий Морозов

реклама