Блин даете?

Мариинский театр скрестил маркетинг с благотворительностью

Третий фестиваль «Масленица», открывшийся в Мариинском театре, хоть и не ставит перед собой амбициозных художественных задач, придуман с умом и, судя по заявленным специальным событиям, обещает не выйти комом.

Как известно, главная туристическая приманка Петербурга — белые ночи. В этот высокий сезон концертные и театральные залы набиты битком, а гостиницы и рестораны благоденствуют. Но high season — с мая по июль, а прочие девять месяцев в году — холод, снег, тьма и слякоть. Повысить привлекательность зимнего города призвана придуманная воротилами индустрии гостеприимства программа “Белые дни”. В ее рамках семь лет назад филармония совместно с расположенным напротив нее гранд-отелем “Европа” учинили новогодний фестиваль “Площадь искусств”, имея в виду продвигать продукт “концерты плюс русские зимние удовольствия”. Потом идею подхватил Мариинский театр, придумав свою “Масленицу”. Как сказала представительница гостиницы “Коринтия Невский Палас” — партнера фестиваля, пока дело идет туго, народ по такому случаю не хлынул, но все-таки кое-кто уже бронирует номера именно под “Масленицу”.

В Мариинке не без изящества возводят нынешний масленичный формат аж к XVIII в., когда на месте театра была площадь Карусель, где устраивались конные шоу и народные гулянья. Концептуален и выбор главного композитора нынешнего фестиваля — Игоря Стравинского (по случаю грядущего в июне его 125-летия). Именно фигура Стравинского, элегантного, сернокисло-остроумного европейца, служит связующим звеном между витальным русским праздником и умышленным нерусским Петербургом.

Репертуар Мариинского театра — как бездонный бабушкин сундук, из которого дети одеваются на костюмированный утренник: какую тему маскарада ни задай, наряд сыщется. Сказали “Стравинский” — пожалуйста: фестиваль открылся пышной, но анемичной постановкой оперы “Соловей”, идущей уже больше 10 лет, и балетом “Весна священная” в оформлении Михаила Шемякина — свежей, текущего сезона пестрой залепухой.

Кроме того, Стравинского почтят специально подготовленной постановкой “Байки про лису, петуха, кота да барана” и “Истории солдата” — это совместный проект Мариинки и Театра марионеток им. Евгения Деммени. В огромной коллекции старейшего в стране кукольного театра нашлись соответствующие персонажи, за режиссуру отвечает Эдуард Гайдай, играть будут актеры-кукольники, петь и аккомпанировать — мариинские солисты и камерный оркестр. Все это дают 15 февраля днем, в фойе, бесплатно — для спецприглашенных зрителей.

Третьей программой Стравинского фестиваль закроется в воскресенье, 18-го, в свежепостроенном концертном зале Мариинского театра. Балет “Аполлон” и опера “Царь Эдип” давно в афише, интерес представляет, как они приспособятся к новой площадке. За пультом — Валерий Гергиев.

Там же накануне отличный скрипач Николай Цнайдер продирижирует дневным детским концертом: “Летним днем” и “Петей и волком” Прокофьева. Оба мероприятия, как и все предыдущие здесь, по-прежнему называются тестовыми, билеты на них не продают. Эта благотворительность вынужденная — недоделки до сих пор не дают ввести зал в полноценную эксплуатацию.

С соперником Стравинского Прокофьевым связано еще одно фестивальное лакомство — сегодня в “Золушке” Алексея Ратманского (премьеру которой в 2002-м танцевала Диана Вишнева) дебютирует Дарья Павленко. Остальную часть афиши фестиваля составляют прочие имеющиеся в наличии сказки. Причем именно что из сундука, где полный беспорядок: с неудачной “модерновой” “Снегурочкой” соседствует добротный аутентичный “Руслан” в декорациях Головина и Коровина, со “Спящей красавицей”, тщательно реконструированным шедевром Петипа, — попсовый “Щелкунчик” Шемякина и т. д.

Будет еще масленичный бал в университете с концертом, танцмейстером и сжиганием чучела.

На открытии фестиваля ни Стравинский, ни Шемякин полного зала не собрали. Но стратегия правильная. Публику — туристов, студентов и всех прочих — надо залучать, хоть даровыми билетами, хоть сказками, хоть блинами.

Дмитрий Циликин, vedomosti.ru

реклама