Лоуренс Оливье: Ричард Третий навсегда

Исполнилось 100 лет со дня рождения Лоуренса Оливье

Лоуренс Оливье родился 22 мая в английском графстве Суррей в семье протестантского священника. Шесть поколений его предков в течение двухсот лет наследовали поочередно церковный сан. И в девять лет, согласно семейной традиции, Лоуренс поступил в церковную школу. Родители были уверены, что их сын станет священником, да и сам он, видимо, не сомневался в выборе профессии. Однако дело обернулось иначе. Регент хора при храме оказался страстным театралом — еженедельно водил учеников в театры и ставил школьные пьесы. Рассказывают, что первое серьезное замечание об игре будущего актера было сделано после его исполнения роли Брута в «Юлии Цезаре». Это случилось в 1917 году, то есть когда Оливье было всего десять лет. Однажды школьная труппа гастролировала в Стратфорде-на-Эйвоне, и Оливье блеснул в роли Катарины в «Укрощении строптивой». К этому времени он считался лучшим исполнителем женских партий в труппе. Интересно, что молодого актера выделяли за живость, подвижность и яркий темперамент — все те качества, которые отсутствовали, по мнению очевидцев, у зрелого Оливье.

Согласно одной из биографий артиста после всех этих театральных успехов в колледже Оливье не оставил мысли стать священником, но отец отсоветовал и отправил сына в Центральную школу дикции и драматического искусства — лучший театральный вуз Англии. Несколько лет после ее окончания Оливье провел в скитаниях по театрам в поисках работы. Настоящая жизнь началась в 1935 году, когда он устроился в «Royal Theatre» и на пару с Джоном Гилгудом играл Ромео и Меркуцио. Потом последовали Гамлет, Макбет, Генрих V, Яго, Кориолан, Ричард III, Лир, Антоний, Мальволио, Тит Андроник. Буквально — весь Шекспир. Были и многие другие роли, пьесы, драматурги, но за Шекспира он чувствовал себя в ответе, и в 40-е годы, уже после демобилизации, занялся экранизацией пьес Шекспира. Вовсе не из-за любви к кино. Хотя Оливье и снялся в семидесяти картинах, среди которых есть очень удачные, кинематограф он не считал своим призванием, а временами испытывал к камере отвращение. Дело в том, что Оливье был очень силен в декламации. Через голос и интонирование мог передавать перемену эмоций или настроения героев. В кино эта способность не могла быть использована на сто процентов, и Оливье раздражался, хлопал дверью (писал продюсерам длинные письма, объясняя, почему невозможна экранизация тех или иных произведений Шекспира). Но он же оказывался заложником своего своеобразного таланта, когда ему, джентльмену до мозга костей, в жизни и на сцене поручали в кино роли элегантных мужчин, от которых требовалось изящно носить пальто, подавать даме руку и индифферентно взирать на мир. Яркий пример такой роли романтического, но слегка занудного джентльмена — Эверальд Логан в «Разводе леди X» Тима Вилана. Прекрасная, легкая картина, которая до сих пор нравится зрителям. Самого Оливье такие фильмы мало волновали — он был слишком серьезным человеком, чтобы оценить и почувствовать удовольствие от легкого кино. Народная любовь к нему не приходила, его имя не светилось в заголовках газет, как имена Богарта или Гейбла. Мнение кинокритиков не сильно разнилось с мнением толпы. Так что ни «Развод леди X», ни «Грозовой перевал», ни даже «Леди Гамильтон» не прославит Лоуренса Оливье как великого киноактера. Премии градом посыпятся на него за киноинтерпретацию все того же Шекспира. «Генрих V» и «Ричард III» показывались в советском прокате и пользовались невероятной популярностью. Оливье у нас обожали. Он был мерилом шекспировской мощи. Человек-учебник по шекспироведению. Да и на родине артиста происходило то же самое.

Когда Оливье ушел из театра — уходил он долго, неохотно, только под давлением тяжелой болезни, — его слава начала меркнуть. Появились другие интерпретаторы Шекспира, декламация пьес (Оливье много работал на радио) вышла из моды, киноверсия «Ричарда III» с Оливье в главной роли стала архивным раритетом и одновременно учебным пособием для студентов ВГИКа. Имя Лоуренса Оливье у многих давно ассоциируется не с конкретным человеком, а с престижной театральной премией. Наверное, все происходит по справедливости. Оливье хотел быть человеком театра, а не кино, — он им и был. Хотел рассказать людям о глубинах характера шекспировских героев — и рассказал. Рассказы зафиксированы на пленку и сданы в библиотеку. Не стремился к сиюминутной славе (история про то, как Оливье на глазах у удивленной публики отдал свою статуэтку «Оскара» продюсеру, финансировавшему съемки «Генриха V», стала голливудской легендой) — в обмен получил вечный почет (похоронен сэр Лоуренс Оливье в Вестминстерском аббатстве).

Народная слава в кино пришла-таки к Оливье, правда, посмертно. Всеобщая дивидизация не обошла картины с его участием, и любой пользователь ПК, набрав имя Оливье, хоть с ошибками, получит полный список названий и адреса магазинов, где можно эти диски приобрести. О такой популярности артист явно не мог мечтать.

Александра Германова

реклама

вам может быть интересно