Старые песни

В минувший уик-энд в Москве закончится Международный виолончельный фестиваль, посвященный памяти Мстислава Ростроповича. Серия из нескольких концертов, в которых выступили известные исполнители и коллективы, неумолимо стремилась к кульминации – заключительному концерту с громкими именами и лозунгами «российская премьера» – их было сразу две. Точно так же и имен было два: Родион Щедрин и Кшиштоф Пендерецкий. Сочинения первого обрамляли программу: опус «Slava, Slava!» открывал концерт, а закрывала «Гамлет-баллада» для тысячи виолончелей – премьерой этого сочинения дирижировал в свое время Мстислав Леопольдович. Для московского фестиваля тысячу виолончелей, конечно, не собрали – нашлось плюс-минус человек семьдесят. Польский композитор предстал перед московской публикой с Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром.

Казалось бы, зал должен был ломиться от желающих лицезреть классиков и быть свидетелями первого исполнения их сочинений в России. Но пустые места в зале были, и это явление, на мой взгляд, показательно. Все-таки даже прогрессивное руководство Московской филармонии регрессивно, когда речь идет о громких проектах, связанных с современной музыкой. При всем уважении к Кшиштофу Пендерецкому, его фигура как композитора в современной музыкальной культуре мира отошла далеко на задний план. И представленный опус подтвердил это еще раз. Обратим внимание хотя бы на сольную партию. Три (!) солирующие виолончели для современного композитора представляют просто кладезь возможностей для создания яркого, колоритного, насыщенного звукового образа. Бедные, бедные Давид Герингас, Борис Андрианов и Татьяна Васильева с сосредоточенными лицами пытались извлечь хотя бы каплю музыкального смысла из примитивной возни по полутонам, призванной создать, видимо, линию печали и скорби. Ни одной виртуозной каденции, ни одного момента, где первоклассные музыканты могли бы блеснуть хотя бы одной из граней своего дарования (за исключением чистого интонирования) – при том, что Мстислав Ростропович, чьей памяти посвящен фестиваль, открыл миру колоссальные возможности виолончели, самостоятельно инициировав и исполнив сотни премьер. Пендерецкий сегодня – скорее свадебный генерал, способствующий бюрократам. Который запросто может себе позволить начать пресс-конференцию заявлением о том, что он приехал своим сочинением дирижировать, а ему тут еще какие-то опусы подсовывают (цитирование недословное, разумеется) – филармоническим оркестром дирижировал в результате Денис Кирпанёв. Не зря же в Большом зале, как заметил Михаил Швыдкой, присутствовали представители Большого театра Варшавы. Не исключено, что привоз Пендерецкого совпал с какими-нибудь переговорами и продвижениями сотрудничества. А слушателю втирают, что он становится свидетелем большого события.

Я ничего не имею против талантливой музыки Родиона Щедрина, тем более что представленные сочинения на самом деле связаны с тематикой фестиваля. Но есть ли смысл еще раз ставить во главу угла Щедрина, когда филармония буквально два месяца назад провела грандиозный фестиваль к его 75-летию? Не кажется ли руководству филармонии, что в вопросах современной музыки и разумной траты денег (а концерт этот был, надо думать, не из дешевых) оно стоит на месте? Конечно, отдельные проекты, посвященные современной музыке, в филармонической программе есть, был такой и в настоящем фестивале (виолончелист и композитор Джованни Соллима), но нужен по-настоящему большой дорогостоящий проект с пиаром, достойным обсуждаемого вечера. После утомительного прослушивания сочинения Пендерецкого хочется не то взвыть, не то выкрикнуть: «Уважаемый генеральный директор Московской филармонии Алексей Алексеевич Шалашов! Современная музыкальная культура не замыкается на паре-тройке имен, актуальных во времена Советского Союза! Понятно, что отслеживать ведущие музыкальные тенденции, вам не позволяет напряженный рабочий график. Обратитесь к специалистам – Владимиру Тарнопольскому или Юрию Каспарову, известным сегодня специалистам по западной музыке. Откройте для москвичей хотя бы частичку того искусства, которое позволило бы нам взглянуть на мир другими глазами. Привезите нам Пьера Булеза, привезите голландцев, англичан, американцев (только не набившую оскомину тройку минималистов), Вольфганга Рима, наконец, привезите! Это, конечно, не менее затратно, чем Пендерецкий, но зато куда более действенно. Тогда подобные концерты станут на самом деле кульминацией, а вы укрепите свои позиции уважаемого и прогрессивного руководителя, по крайней мере перед слушателями».

Марина Гайкович, ng.ru

реклама

вам может быть интересно