Дом музыки открыл сезон

Дом музыки открыл сезон

Московский международный дом музыки открыл свой юбилейный десятый сезон 25 сентября большим торжественным концертом, в котором приняли участие всемирно знаменитый баритон Дмитрий Хворостовский, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова (художественный руководитель Владимир Юровский), дирижер Михаил Татарников, хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова, солисты.

Сезон 2012-2013 года для ММДМ примечателен не только «круглым» юбилейным числом. На этот сезон запланировано рекордное количество абонементов для поклонников музыкального искусства — их будет целых 76, они охватывают очень разнообразные музыкальные направления, от старинной музыки до джаза. Масштабно выглядит и список имен исполнителей мирового уровня, которые появятся на концертных афишах ММДМ: Мария Гулегина, Хуан Диего Флорес, Максим Венгеров, Денис Мацуев и многие другие.

Принципиальное новшество готовится в области технического оснащения основной концертной площадки ММДМ — Светлановского зала, на акустические проблемы которого за прошедшие годы не попенял только ленивый. Там будет установлена акустическая система «Constellation» американской компании «Meyer Sound». Новый звук будет обеспечен рассредоточенными по залу микрофонами, динамиками и системой управления, скоординированными в соответствии с индивидуальными особенностями данного зала.

Система не является «подзвучкой», звукоусилением в традиционном понимании. Несложные переключения пульта управления системой позволят в течение одного концерта менять время реверберации звукового сигнала и создавать у зрителя ощущения разных акустических пространств — от кинозала до храма. Звуковое оборудование уже делалось данным поставщиком по заказам Большого и Мариинского театров, Государственного Кремлевского дворца, МХАТа, Малого театра и др.

К сожалению, концерт открытия сезона проходил без применения новой системы (плановый срок запуска — ноябрь 2012 года), поэтому оценить изменения непосредственно «на слух» нам пока не удалось.

Первое отделение концерта, проходившего в день рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, включало его произведения — знаменитую «Праздничную увертюру» и сюиту для баса на стихи Микеланджело Буонарроти. Первый номер, очень уместный для такого торжественного повода, продемонстрировал достоинства оркестра, а потом фокус внимания переместился на солиста.

Дмитрий Хворостовский не случайно выбрал для московского концерта одно из самых сложных вокальных творений Шостаковича, формально предназначенное не для баритона, а для баса. В беседе с журналистами после выступления, певец отметил особую значимость для него этого произведения: «Этот цикл идет со мной по жизни последние 10 лет, я очень многое продумал, прожил эту музыку, у меня было достаточно времени, чтобы ее осмыслить и почувствовать». В активе певца неоднократные исполнения цикла и с аккомпанементом фортепиано, по его оценке, «более аскетическим», и реже — с оркестром (в частности, самое первое исполнение в Люксембурге совместно с Владимиром Спиваковым). По мнению певца, в данном произведении оркестровое звучание «концептуально меняет и эту музыку, и этот текст», поэтому возможность нынешнего нового оркестрового исполнения была для него очень важна. Знаменитый баритон, который оценил свои впечатления от прошедшего концерта как самые благоприятные, выразил готовность в будущем издать цикл Шостаковича в оркестровом варианте на диске.

Одиннадцать стихотворений Микеланджело в русском переводе Эфроса («Истина», «Утро», «Любовь», «Разлука», «Гнев», «Данте», «Изгнаннику», «Творчество», «Ночь», «Смерть», «Бессмертие») стали основой для разнохарактерных вокальных картин сюиты Шостаковича. Хворостовский в своем исполнении стремился подчеркнуть одновременно, и различия, и единство этих номеров. Углубленное, философское, можно даже сказать интровертное, направленное на самосозерцание вокальное прочтение Дмитрия Хворостовского здесь очень органично отразило музыкальный материал. Однако ни стабильность и сила голоса певца, ни стройность оркестра, ни прочие атрибуты «крупной формы» не превратили светский цикл в своего рода реквием (а именно так любят оценивать цикл Шостаковича музыковеды). В исполнении Хворостовского на первом плане не «вечность», а именно переживания индивида, очень личные, сложные и запутанные.

Ну и конечно, мы здесь отметим не только достойную вокальную форму певца, позволившую ему не просто хорошо исполнить чужой, басовый материал, а выделить и немалые преимущества баритонового прочтения. Не оставим мы без внимания и всегдашнюю выправку, легкий загар, спортивность и стройность артиста — все вместе работает на сложившийся имидж и позволяет певцу столько лет не терять популярность не только у узко ориентированных ценителей оперного искусства, но и у самых широких кругов любителей музыки.

Безусловно, следует отметить и мастерство дирижера Михаила Татарникова, уверенно подстраивавшего большой оркестр там, где вокалист предельно смягчал звук. Даже в неоперном вокальном произведении навыки оперного дирижера (а Татарников — главный дирижер Михайловского театра Санкт-Петербурга, имеющий опыт и в Мариинке, и на других больших сценах) оказываются в немалой мере определяющими для успеха.

Второе отделение началось со знаменитой первой части сюиты «Время, вперед!» Георгия Свиридова — выбор, довольно сильно нас удививший, учитывая то, что Шостакович и Свиридов были в известной мере композиторами-антагонистами. Но как ни странно, может, после философского настроя, созданного циклом Шостаковича, может, благодаря очень корректному и грамотному подходу дирижера, а может быть, потому что симфоническую музыку Свиридова исполняют сегодня не так уж часто (и за время вынужденного отдыха ушей от привычной мелодии заставки к «новостям социалистического соревнования» образовалась некая свежесть восприятия), но слушалась залом она «на ура». Однако, на взгляд, по крайней мере, с того места, где сидел ваш корреспондент, был серьезно нарушен звуковой баланс фортепиано и оркестра, пианиста было слышно плохо (и об этом, надеюсь, вспомнят при окончательной настройке новой звуковой системы).

Затем в исполнении оркестра, хора и солистов Николая Диденко (бас) и Валентины Гофер (меццо-сопрано) прозвучала «Патетическая оратория» Свиридова на стихи Маяковского. Опять же, когда-то казалось, что это произведение, идеологизированное и однобокое, написано для прославления советской власти. Но если вслушаться в саму музыку — это далеко не так однозначно, «за» и «против» там поровну, да и к тексту напрашиваются вполне современные параллели, а некоторые музыкальные идеи, определенно, позаимствовали потом и голливудские кинокомпозиторы. В общем, музыку идеологичной делают чаще не столько авторы, сколько интерпретаторы и комментаторы.

И очень понравился бас Николай Диденко — артистичный, увлеченный, яркий, технически подкованный, с развитым диапазоном, подходящим как для музыки конца 20 века, так и для более консервативных музыкальных партий для высоких басов.

Завершился концерт одним из самых торжественных и победных произведений русской музыкальной культуры — Увертюрой «1812 год» П. И. Чайковского. Учитывая, что вся театрально-концертная программа сентября, да и 2012 года, в целом, пронизана темой 1812 года, а ММДМ отдельного мероприятия к 200-летию победы над Наполеоном проводить не стал, подобный выбор оказался весьма кстати. Яркая батальная зарисовка с гимном и колоколами в финале композиционно замкнула программу праздничного мероприятия, в конце которого и дирижер, и участники снискали заслуженные аплодисменты.

Подводя итоги, поздравим ММДМ с десятилетием, пожелаем успешного завершения грандиозного проекта технического оснащения Светлановского зала и выразим уверенность, что программа юбилейного года еще не раз заставит нас написать добрые слова в адрес этой относительно новой, но уже уверенно работающей на мировом уровне, гостеприимной концертной площадки.

Фото с сайта muzklondike.ru

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама