Расстояние от Калининграда до Владивостока, которое преодолели за три недели Валерий Гергиев и музыканты Мариинского театра, посетив 26 городов и выступив в 43 концертах, по словам самого маэстро, стало его главным впечатлением от очередного, 13-го, Пасхального фестиваля. Простая арифметика свидетельствует, что в большинстве городов концертов состоялось, как минимум, два. Многие из них были благотворительными, бесплатными.
Нынешний фестиваль проходил в год 100-летия начала первой мировой войны.
Нельзя сказать, что он целиком был посвящен этой дате, но небольшой «военный» уклон наблюдался как в географии, так и в тематике некоторых фестивальных программ. По словам Валерия Гергиева, определенное число концертов было сыграно в военных гарнизонах и городах вроде Североморска, либо в зданиях Домов офицеров, как это произошло в Екатеринбурге, либо в обычных филармонических залах, куда были приглашены военные. И дирижера поразило, что везде залы были набиты битком. Что касается «военного» содержания самих выступлений, говорит маэстро, то привязка к столетней дате заключалась лишь в выборе композиторов, чье становление и интенсивные творческие поиски пришлись примерно на время первой мировой войны. Маэстро назвал имена Скрябина, Стравинского, Прокофьева и даже раннего Шостаковича. Исполнять произведения, в которых непосредственно звучат, условно говоря, «залпы орудий», Гергиев, по его словам, не стремился.
Дирижер считает важным пунктом выступления Волгоград, где мариинцы играли для пострадавших в недавних терактах.
А в Хабаровске коллектив выступил для ликвидаторов последствий прошлогоднего наводнения на Дальнем Востоке. Оркестру даже довелось проехать по дороге, которую целиком размыло в прошлом году, а в этом полностью восстановили. «Этим людям едва удалось сдержать натиск стихии. Их рассказ о бедствии оставил очень сильное впечатление. Играть перед такими людьми — огромная честь для нас», — сказал руководитель Мариинки.
Маршрут Пасхального фестиваля уже в пятый раз проходил в этом году через Нижний Новгород, причем накануне финала всего этого грандиозного всероссийского музыкального марафона.
Выглядело это так. Специальный фестивальный поезд, предоставленный РЖД, на котором труппа путешествовала по стране и уже двигалась на заключительные концерты в Москву в направлении с востока на запад, остановился в Нижнем Новгороде 8 мая в 10 часов утра. Из него выгрузился «Страдивари-ансамбль», который и был участником единственного бесплатного концерта в нижегородской филармонии. Весь остальной состав оркестра Мариинского театра поехал дальше, в Москву, где вечером этого же дня должно было состояться выступление в Концертном зале Чайковского, а на следующий день — на Поклонной горе и в Большом зале консерватории.
Участники нижегородского концерта, как и сам маэстро, собирались догнать всех остальных «Сапсаном», который отправляется из Нижнего около трех часов дня и идет до Москвы ровно четыре часа. Этого времени должно было хватить Валерию Гергиеву и «Страдивари-ансамблю» для того, чтобы добраться до КЗЧ, присоединиться к коллегам и выйти на сцену. По словам маэстро, коллектив с большим удовольствием представил бы в Нижнем и более масштабную программу, как это было в прошлом году, но в таком случае пришлось бы потратить много времени на разгрузку-погрузку инструментов, что сопряжено с риском выбиться из жесткого фестивального графика.
Таким образом, в Нижнем Новгороде Валерий Гергиев пробыл около 5 часов, на которые была запланирована куча мероприятий:
традиционная пресс-конференция, репетиция, концерт, прогулка по нижегородскому кремлю совместно с нижегородским губернатором. Все пункты были выполнены, кроме репетиции. Рассказываю всё это так подробно лишь для того, чтобы на основании картины пребывания мариинцев в Нижнем Новгороде можно было сделать вывод о масштабе всего мероприятия в целом и о той ежедневной нагрузке, которую выдержал прославленный коллектив на протяжении трехнедельных гастролей по стране.
Даже без репетиции программа нижегородского концерта, состоящая целиком из произведений для струнного оркестра, была сыграна так, что слушатели устроили музыкантам стоячую овацию и завалили дирижера цветами. Были исполнены «Маленькая ночная серенада» Моцарта, сюита «Из времен Хольберга» Грига, «Серенада для струнного оркестра» Чайковского. Бисы не предусматривались по причине цейтнота.
«Страдивари-ансамбль» — это коллектив, составленный из лучших музыкантов оркестра Мариинского театра,
которые играют на уникальных старинных инструментах итальянских мастеров: Страдивари, Амати, Гварнери, Гваданини и Гофриллера. Фактически нижегородцы присутствовали на демонстрации звуковых возможностей абсолютно идеального, эталонного, совершенного струнного оркестра. Несмотря на низкие акустические характеристики концертного зала нижегородской филармонии, что всегда наиболее заметно как раз при выступлении струнников, насладиться звучанием сидящего на сцене уникального коллектива удалось в полной мере. Поистине это звучание можно назвать настоящим чудом.
Певучее профундо контрабасов, полнокровное, объемное, густое баритональное пение виолончелей, матовый, велюровый голос альтов, пронизывающий все пространство зала и легко преодолевающий акустические препятствия идеально выверенный тон скрипок должны были вызвать у слушателей мысль о богоподобии не только творцов и исполнителей музыки, но и создателей этих совершенных инструментов. Идеальное соответствие инструментов друг другу, помноженное на идеальную слаженность музыкантов, создавало эффект, когда кажется, будто играют не тридцать с лишним человек, а лишь четверо: скрипач, альтист, виолончелист и контрабасист.
К неудовольствию, быть может, некоторых меломанов замечу, что это был тот редкий случай, когда райская музыка становится лишь вспомогательным материалом для показа великолепия инструментов и мастерства их славных создателей, то есть когда то, что принято считать лишь средством, становится самостоятельным фактом искусства и красоты.
После концерта в остававшиеся до отправления «Сапсана» полчаса Валерий Гергиев и нижегородский губернатор Валерий Шанцев были замечены прогуливающимися по территории кремля и ведущими оживленную беседу. Они знакомы много лет, и губернатор не только присутствовал на концерте, но и стал гидом при ознакомлении гостя с местными достопримечательностями.
Впрочем, Гергиев время прогулки собирался потратить с пользой для дела. В прошлом году в концерте Пасхального фестиваля на одной сцене с мариинцами выступила Нижегородская хоровая капелла мальчиков, исполнялась кантата Прокофьева «На страже мира». Но маэстро считает, что кроме капеллы, которая является специализированным музыкальным учреждением,
в регионе должен быть создан тысячеголосый детский хор из обычных детей, учеников общеобразовательных школ.
Всем известно, что в сентябре 2012 года после заседания Совета по культуре при президенте России с одобрения главы государства и при активном лоббировании этой темы Гергиевым в стране был фактически запущен процесс возрождения детского хорового пения. На пресс-конференции Гергиев сказал, что во всех городах, где он побывал за время Пасхального фестиваля, встречи с местным руководством были одним из важнейших пунктов программы. И с каждым руководителем он разговаривал на тему создания регионального детского хора. «Дети — лицо России, и у них есть шанс превратить нашу страну в поющий рай» — заявил маэстро.
В январе Валерий Гергиев выступил в Санкт-Петербурге с тысячеголосым детским хором, собранным из детей практически всех регионов России. Затем этот же хор участвовал в церемониях открытия и закрытия Олимпиады в Сочи.
«Все губернаторы говорили мне, что дети приехали после этих двух выступлений окрыленные, ведь они почувствовали себя «олимпийцами», — рассказал маэстро.
После дебюта, чтобы идея не осталась привязанной к периоду проведения Олимпиады, Гергиев самолично занялся тиражированием опыта создания тысячеголосого хора уже по всей стране, в регионах, не теряя при этом оптимизма и уверенности, что все получится именно так, как он себе это представляет. «Ведь и денег-то на это никаких не надо. Не нужно заказывать в Гамбурге дорогостоящий рояль, нужна лишь сцена и какой-нибудь простой инструмент, чтобы дать тон. А у детей для пения всё есть здесь, здесь и здесь (показывает указательным пальцем на лоб, горло и грудь). Они все быстро схватывают, у них чистые сердца и звонкие голоса».
Об этом он и говорил с каждым губернатором в каждом пункте своего пасхального маршрута. И практически все главы регионов обещали ему такой хор создать. «Детские хоры могут петь в храмах, которые повсеместно возрождаются сейчас в стране. Вот это (маэстро изобразил жестами игру на гитаре) в храме неуместно, и
правильно, что безобразную акцию двухлетней давности в Храме Христа Спасителя осудили.
Как мы могли докатиться до такого? Это не по-божески, и это нужно запрещать. А пение детей в храмах запретить нельзя, Русская православная церковь собирается поддержать нас», — поделился своими планами маэстро. Он подчеркнул, что хоры должны быть именно любительскими.
«В некоторых регионах меня не поняли. Мне говорили, что нужно обратиться в музыкальные школы и даже собирались дать телефоны и адреса этих школ, но я объяснял, что дети должны набираться в хор из обычных школ», — рассказывает дирижер. Говоря на эту тему, Валерий Абисалович всегда вспоминает свое собственное детство и приводит в пример хор, составленный из школьников Владикавказа, в котором он пел сам и который выступал на больших городских мероприятиях с настоящим дирижером.
Гергиев, конечно, хорошо понимает, что вся затея держится на его личном энтузиазме:
«Не скажу, что желающих возродить хоровое пение в стране миллионы. Нет. Нас мало: двое или трое».
Но, с другой стороны, оказывается, что раскачать всю страну по силам и одному человеку, если действовать столь энергично и с таким упорством. Думаю, никто не сомневается, что в скором времени вся страна запоет.
С таким же энтузиазмом Валерий Абисалович занимается в последние годы воспитанием детской аудитории Санкт-Петербурга. «Когда ты еще молодой музыкант, когда тебе 25-30 лет, то, конечно, твоя мечта — это выступать на прославленных сценах, в Париже или Лондоне, дирижировать знаменитыми коллективами. Но когда ты уже около 30 лет руководишь одним из лучших театров мира, то у тебя уже появляются другие приоритеты, возникает ответственность за детей», — говорит Валерий Абисалович. По его словам,
все семь концертных площадок, принадлежащих Мариинскому театру, в последние два года переориентированы в первую очередь на детскую аудиторию.
Детских абонементов множество, раскупаются они быстро, программы для детей исполняются на всех сценах едва ли не ежедневно. «Мы делаем все, чтобы дети как можно раньше полюбили музыку Моцарта или Чайковского. „Щелкунчика“ они должны знать с раннего детства, а то, знаете, к нам иногда бабушки приводят своих внуков и лишь вместе с ними в своем почтенном возрасте знакомятся с этим балетом», — рассказывает маэстро, называя при этом свою деятельность «идеализмом».
Не могу обойти вниманием и ответ Гергиева на вопрос о последних политических событиях, который на нижегородской пресс-конференции был задан ему в самом начале. Говорю же я о нем в последнюю очередь лишь потому, что к музыке эта тема все-таки не имеет отношения, и для музыкального портала логичной выглядит именно такая композиция рассказа о маэстро.
Любопытно, что мировая общественность, считающая себя демократической, политику от музыки как раз-таки не отделяет и регулярно начинает клевать маэстро за его, как она считает, пропутинские взгляды.
Еще не забылись прошлогодние осенние акции в Нью-Йорке с протестами нетрадиционных меньшинств против путинского закона о запрете в России пропаганды гомосексуализма и попытками сорвать в театре «Метроплитен-опера» премьеру «Евгения Онегина», которой дирижировал друг Путина, Гергиев, — как уже подоспели новые претензии к маэстро. На этот раз в Мюнхене широко дискутируется вопрос, имеет ли моральное право наш прославленный дирижер руководить тамошним филармоническим оркестром, будучи одним из подписантов письма в поддержку действий российского президента в Крыму.
Складывается впечатление, что цивилизованное демократическое общество вовсе не собирается, по слову Вольтера, отдавать жизнь за то, чтобы российский дирижер мог иметь собственные убеждения и даже свободно высказывать их вслух. Напротив, получается, что демократическое общество готово за каждое деяние Путина требовать полного отчета вовсе не с самого Путина, а с музыканта Гергиева, который, понятно, в жизни занят совсем другими, нежели президент России, делами. Это напоминает старый анекдот про пьяницу, который ищет часы не там, где потерял, а там, где светлее. Вот, зная всё это, журналисты и задали маэстро вопрос, столкнулся ли он на своих выступлениях после крымских событий с какими-нибудь провокациями или акциями протеста, как это происходит, например, на концертах Владимира Спивакова.
Валерий Абисалович сказал, что за последние два месяца он выступал в 12 или 15 странах по всему миру и нигде не сталкивался с протестами в свой адрес. По сути же происходящего на Украине он ответил, что
артист должен иметь мужество отделить политику от своего искусства, а когда нужно, наоборот, прямо, открыто и не стесняясь говорить о чувствах к своей стране и об отношении к определенным событиям.
«Я прошел через многое. Ни один музыкант, в том числе и российский, не прошел через то, что мы испытали с нашим оркестром в Цхинвале в 2008 году. И я не позволяю себе сомневаться по поводу того, что происходит сейчас. У меня сложилось четкое отношение ко многому, а я свои принципы не пересматриваю. Я должен сказать лишь одно: мне хотелось бы, чтобы попытки, которые предпринимает наша страна, были поддержаны и западными государствами.
Шесть лет назад мы видели в Цхинвале похожую картину событий. Первые две-три недели мы вообще ничего не могли понять в оценках Запада, а Запад не мог и не хотел слышать наши оценки происходящего в Цхинвале. А потом тон западных публикаций стал меняться и смещаться в сторону более трезвой и хладнокровной оценки того, что произошло в Южной Осетии. Предвижу, что в какой-то степени могут измениться оценки Запада и сейчас. Мне запомнилось, как кто-то сказал про нынешнюю ситуацию: маски сброшены, и, пожалуй, это точно характеризует отношения между ведущими странами. Сейчас нам надо стараться помочь страдающим людям.
События в Одессе — страшная трагедия. Они напомнили события Второй мировой войны. Дух «коричневой чумы» как будто снова вернулся на нашу землю. А ведь
Восточная Украина — наша общая земля, в том смысле, что она полита кровью людей многих национальностей: и русских, и украинцев, и других, которые не так давно все вместе жили в общей стране — Советском Союзе.
Так что равнодушно к этому относиться мы не можем, но в Европе этого не могут понять. Они как будто рассуждают так: ну подумаешь — два миллиона людей проголосовали. Для западных стран присоединение Крыма — это аннексия, и всё. Но я не собираюсь давать политических оценок событиям, я не возглавляю агентство новостей, и из меня плохой источник информации, вы видите сами. Я вот когда еду в поезде, смотрю разные новости — и CNN, и BBC-world, и Россию-24, и Францию-24, и китайские новости, все они дают разные оценки, и я хочу понять, как другие страны смотрят на последние события. Хочется верить, что этот ужас не повторится, но в это верится с трудом».
В заключение своей встречи с журналистами Валерий Гергиев заметил: «Знаете, пришлось убедиться, что страна у нас немаленькая. Летишь пять часов из Владивостока в Тюмень, и понимаешь, что преодолел лишь половину пути до Москвы».
Немного странно было услышать такой вывод от человека, который раз в несколько дней совершает перелеты с одного края Земли на другой для выступлений в разных концах света. Ведь именно он и занимается тем, чтобы человечество, разделенное расстояниями, разными языками и традициями объединилось при помощи совершенного и возвышенного искусства музыки, для понимания которого не нужны ни переводчики, ни политики и дипломаты, ни манипуляции и лозунги, а лишь восприимчивость к красоте и таланту.
Фото Александра Шапунова,
пресс-служба Московского Пасхального фестиваля