В едином культурном пространстве

Эпизоды большой истории Большого театра России

Фото предоставлены фондом «КПД СТО»

В таком гигантском мегаполисе, как Москва, недостатка в художественных музейно-выставочных проектах, понятно, нет: музеи и галереи, особенно в последние годы явно соревнуясь друг с другом, борются за публику, устраивая выставки одна другой «круче». Но на сей раз речь идет о впечатляюще смелой креативно-дизайнерской инновации, идея которой возникла и осуществилась в небольшом подмосковном городе Истра.

У истоков этой идеи стояли Музейно-выставочный комплекс (МВК) Московской области «Новый Иерусалим» (генеральный директор – В. В. Лутовин), Музей Большого театра России (директор – Л. Г. Харина), фонд «КПД СТО» («Культурно-просветительское движение “Содействие творческому образованию”», президент – С. Н. Морозов), а также продюсерский центр «АРТ ЭКСПО КПД СТО» (генеральный директор – Н. И. Фролова).

Плод их совместных усилий — выставка «Большой театр. Эпизоды истории»

из фондов Музея Большого театра России. Торжественный вернисаж состоялся 20 июля, а гостить экспозиция будет здесь по 21 января следующего года. Выставка проводится при поддержке Правительства и Министерства культуры Московской области в рамках Губернаторской программы «Наше Подмосковье»: для МВК «Новый Иерусалим» это еще и важный пилотный коммерческий проект по линии государственного сотрудничества.

Наряду с руководителями институтов-организаторов в открытии выставки приняла участие министр культуры Московской области О. В. Косарева, а также главный художник проекта К. Ю. Ларин. Театр, а музыкальный театр и подавно, – искусство живое, меняющееся под воздействием уклада той или иной исторической эпохи, а выставки театральных артефактов – всегда нечто застывшее, неизменное. В силу этого в проведении подобных мероприятий чрезвычайно важна роль художественного дизайна.

Оформление выставки «Большой театр. Эпизоды истории» по дизайну К. Ю. Ларина осуществлено архитектурным бюро «Прогресс-88» (руководитель проекта – Н. И. Фролова, куратор выставки – Л. Г. Харина, автор концепции – Е. А. Чуракова). Благодаря четкой продуманности дизайнерско-концептуальной линии, оказываясь на выставке, мы попадаем в полукруглое затемненно-освещенное пространство, одновременно создающее иллюзию и сцены с фанерным настилом-планшетом, и зрительного зала, в нишах-ложах которого размещены экспонаты – афиши, фотографии спектаклей, макеты сценографии, элементы бутафории, эскизы декораций и костюмов, личные вещи выдающихся мастеров прошлого.

В выставочное пространство мы попадаем, словно в партер с центрального входа под «царской ложей»,

которой в данном случае, естественно, нет. Зато перед нами – зал-сцена, на заднике-видеоэкране которой нон-стоп демонстрируется трансляционный ролик с подборкой фрагментов тех спектаклей Большого театра, к которым имеют отношение представленные на выставке артефакты. Левая сторона – царство оперы и архитектурно-интерьерная история Большого театра, включившая в себя и последнюю капитальную реконструкцию Исторической сцены в 2005–2011 годах. Правая сторона – царство балета.

Обсуждаемая выставка – небольшая, но, как говорится, маленькая, да удаленькая! Целенаправленно комплексно она сосредоточена на пяти театральных названиях – трех оперных («Пиковая дама» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова) и двух балетных («Лебединое озеро» Чайковского, «Дон Кихот» Минкуса). Но благодаря эксклюзивным балетным артефактам в экспозиции возникают и другие названия: при этом виртуальность видеоэкранной инсталляции закономерно не обходит вниманием и их.

Эти балетные артефакты вместе с некоторыми оперными — персонифицированные театральные костюмы.

Помещенные в индивидуальные круглые витрины, образующие ряд прозрачных «колон», они составляют центральный стержень выставки: он объединяет две половины экспозиции – оперную и балетную. В этом ряду достаточно назвать хотя бы костюмы таких театральных легенд, как Елена Образцова (Графиня в «Пиковой даме») и Майя Плисецкая (Джульетта в балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева), Нина Тимофеева (Эгина в балете «Спартак» Хачатуряна) и Екатерина Максимова (Китри в балете «Дон Кихот»). Необходимо упомянуть и о пуантах великой Галины Улановой с автографом на них. В соответствующем разделе выставки можно увидеть белую пачку Людмилы Семеняки, одной из блистательнейших исполнительниц партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», и даже дирижерскую палочку самого Петра Ильича Чайковского

МВК «Новый Иерусалим» и Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь сегодня составляют единое уникальное пространство культуры: со стороны музея на монастырь, возвышающийся на другом берегу реки Истра, открывается потрясающе живописный вид! Именно сегодня, когда вновь действующая духовная обитель передана Русской православной церкви, а все ее бывшие экспонаты приняли хранилища нового современного музея, расположившегося неподалеку на территории более четырех гектаров,

новый мощный «кластер Русской Палестины в России» впечатляет особенно.

При этом единое культурное пространство – еще и прочный географический конгломерат Московской области и ее столичного анклава.

А это значит, что при своей удобной транспортной доступности «Новый Иерусалим» – не только как музейно-выставочный, но также православно-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс – всегда будет привлекать к себе и москвичей, и многочисленных гостей столицы. Когда бы вы ни посетили «Новый Иерусалим», вы всегда найдете в нем целый комплекс разнообразных по тематике выставок и мероприятий. Но если вы приедете сюда в течение ближайшего полугода и посетите выставку «Большой театр. Эпизоды истории», то вам, несомненно, повезет вдвойне!

Фото предоставлены фондом «КПД СТО»

реклама

вам может быть интересно

Просто симфония Классическая музыка
Варшавские мелодии Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама