Гергиев и Мацуев открыли XVI Московский пасхальный фестиваль

Фотография предоставлена пресс-службой XVI Пасхального фестиваля

В Москве стартовал XVI Московский пасхальный фестиваль, художественным руководителем которого вновь выступил маэстро Валерий Гергиев. Концерты этого большого культурного события пройдут с 16 апреля по 9 мая не только в столице, но и в двух десятках регионах нашей страны.

Как и прежде, масштабный проект состоит из нескольких программ. В симфонической заявлен оркестр Мариинского театра, «Страдивари-ансамбль», пианисты Денис Мацуев, Даниил Трифонов, Сон Чжин Чо, а также скрипачи Кристоф Барати, Павел Милюков и другие.

Хоровая программа охватывает выступления коллективов как из России (в числе участников, к примеру, хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова и Государственный академический хор имени А. В. Свешникова), но и стран Швеции, Болгарии, Греции. Помимо этого, в музее-усадьбе «Коломенское» состоится Детский Пасхальный фестиваль «Русь певчая».

Камерная «секция» представлена выступлением Академией молодых оперных певцов Мариинского театра (художественный руководитель — Лариса Гергиева), которые исполнят русские романсы и мировые оперные шедевры. Также в рамках мероприятия – колокольные концерты на известных звонницах Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода.

В этом году фестиваль посвящен 135-летию со дня рождения Игоря Стравинского,

и в каждой из программ будет звучать его музыка.

Торжественное открытие фестиваля прошло 16 апреля в Большом зале Московской консерватории. Помимо вечернего концерта, на котором присутствовали официальные лица, Гергиев и его оркестр вышли на сцену еще и днем, правда, с задержкой на полчаса. Несмотря на то, что сочинения этой программы выбирались чуть ли не накануне, качество исполнения от этого не пострадало.

В первом отделении царила Четвёртая симфония Густава Малера, которая периодически заглушалась бесконечными телефонными звонками и щелчками от фотокамер. В трактовке каждой части было чему удивляться — прежде всего, большие сомнения вызвали выбранные темпы. Первая часть оказалась несколько тяжеловесной и неторопливой: несмотря на то, что композитор в своей ремарке советовал не спешить, песенные темы звучали все же медленно, отчего стройная классическая форма теряла свою цельность. В скерцо Гергиев решил подчеркнуть полифоничность и мотивную разработочность этой части, поэтому на первый план вышла не только солирующая скрипка, но сложные мелодические линии у других инструментов.

Меньше всего понравился финал, где Малер пытался воссоздать картины рая, используя песню «Мы вкушаем небесные радости». Академический вокал Анастасии Калагиной (сопрано) никак не напоминал ребенка, который по мысли композитора, олицетворяет мечты бедных людей о счастливой внеземной жизни.

Но зато медленная часть — золотая «сердцевина» малеровских симфоний — у Гергиева и его оркестра была превосходной.

Медитативное Адажио с вибрирующими «божественными длиннотами» предстало как лирическое откровение романтического героя, где в мощно-экзальтированных кульминациях блистала медная группа духовых.

Во втором отделении публика услышала музыку Чайковского, Рахманинова и Стравинского. И если Панорама и вальс из балета «Спящая красавица» Петра Ильича прозвучали красиво и без изысков, то другие сочинения обратили на себя большее внимание.

В Концерте для скрипки с оркестром Стравинского солировал уже хорошо закоремендовавший себя Павел Милюков. Его игра отличалась большой выразительностью и выученностью в хорошем смысле слова — отсутствие экспрессии и мощи компенсировал уверенный и остроумный диалог с оркестром, где опять же, прекрасно себя проявили духовые.

Завершали дневной марафон «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова и восходящая звезда Бехзод Абдураимов.

Перед молодым пианистом стояла непростая задача – показать это сочинение, уже «затертое до дыр», в своей интерпретации и с новыми исполнительскими нюансами. Очевидно, Абдураимова подвели волнение и маловоспитанная публика, аплодирующая даже в паузах (!): в пассажах не хватало более четкого артикулирования, равно как и ясности звучания аккордов (они практически превращались в современные кластеры). Но в лирических эпизодах и особенно в кульминации пианист был безупречен.

Вечерний концерт-открытие Пасхального фестиваля оказался весьма богат на сочинения-«хиты». «Танец снежинок» из балета «Щелкунчик» Чайковского был на слуху даже у тех, кто просто пришел сделать селфи на фоне органа Большого зала. Впрочем, бессмертная музыка в исполнении оркестра под управлением Гергиева звучала с блеском, погружая всех в историю Мари и Принца. Большое впечатление произвел эпизод мышиной битвы, где струнные играли почти рикошетом, а медные и ударные вели свои линии настолько мощно и цельно, словно это был не сказочный балет, а, по крайней мере, Восьмая симфония Шостаковича.

Другой знакомый многим меломанам опус — «Вальс-фантазия» Глинки.

Здесь дирижёр решил подчеркнуть различные подголоски и штрихи, остающиеся порой на дальнем плане, хотя лирическая мелодия, естественно, не потерялась. Контрастные разделы плавно перетекали друг в друга, и сочинение не казалось затянутым — в отличие от сюиты к балету «Жар-Птица» Стравинского в редакции 1919 года. Откровенно заскучавшая публика оживилась лишь на «Поганом плясе», который оркестр исполнил весьма изобразительно и картинно, залихватски и с долей бесшабашности. Не остались в стороне и колористические моменты, в которых инструменты демонстрировали богатство тембров.

Специальным гостем вечера стал пианист Денис Мацуев. Вместе с гергиевским коллективом он сыграл свой репертуарный «хит» — Третий концерт Рахманинова. Излишние телодвижения и жесты ничуть не мешали уверенному, профессиональному исполнению, в котором ощущалось владение всеми пианистическими приемами. Особенно хорошо у Мацуева получались динамические переходы в контрастных разделах, а в лирических эпизодах он играл как можно проще, подчеркивая песенность тем. По своему настроению и «футбольной» энергии третья часть рахманиновского опуса в чем-то напомнила Первый концерт для фортепиано с оркестром Прокофьева. Именно здесь Мацуев и позволил себе что называется «оторваться», что, впрочем, нисколько не помешало этой музыке и уж явно пришлось по вкусу слушателям.

Фото: пресс-служба XVI Пасхального фестиваля

реклама