Голландец в эдиповом треугольнике

«Летучий голландец» в Гамбургской опере идёт без перерывов сплошным потоком, как изначально планировал Вагнер. Премьера спектакля в постановке швейцарского режиссёра Марко Артуро Марелли, являющегося здесь также сценографом, состоялась в 1996 году.

Во время увертюры в прологе показывают психоаналитический треугольник: отец «отрывает» маленького Голландца от матери, разрушает их симбиотическое единство. Голландец так и не преодолел эдипов комплекс, поиски спасения приравниваются к стремлению вернуться в пренатальное состояние. Мать Голландца сидит у входа в дом, Голландец прячет голову у неё в коленях. Мизансцену подсмотрели на картине Эдварда Мунка «Вампир» («Любовь и боль»), 1893. Потом Голландец точно также кладёт голову на колени рыжей, как мать, Сенте.

Картина Эдварда Мунка «Вампир» («Любовь и боль»), 1893

Ненавязчиво проведённый фрейдистский мотив не исключает классическое постановочное прочтение «Голландца». Спектакль решён в привычных серо-голубых тонах, но режиссёр напоминает и о том, что Летучий Голландец ходит под красными парусами и под ними прибывает к своей невесте, как и прекрасный жених в повести Грина «Алые паруса».

Рулевой (Сергей Абабкин) сторожит корабль, размахивая пистолетом. Когда он засыпает, откуда-то из преисподней на палубу сваливается Голландец со своим мрачным «Die Frist ist um…», что разбудило бы любого рулевого.

Шведский бас-баритон Джон Лундгрен в главной партии захватил контролируемым драматическим размахом и силой глубокоподводных переживаний. В его внушительном пении вагнеровская мощь сочеталась с богатством оттенков, сменялись и сплетались богоборческие и угрожающие интонации, меланхолия и ярость, исступление и страдание без надежды.

В роли Сенты выступила шведка Ингела Бримберг. Субъективно, я бы предпочла услышать в этой опере не такой чувственно-женственный голос, а более холодный и прозрачный по тембру, как вода в норвежских фьордах.

Даланду, этому буржуа в котелке, прощалась его непринуждённая жадность: казалось, не может петь плохой человек так раскатисто-приятно, как австрийский бас Гюнтер Гройсбок.

Даниэль Беле (Эрик) был хорош в первом дуэте – охотник на грани нервного срыва, готовый впасть в жестокость. Во втором дуэте он уже не так крепко удерживал вагнеровский пафос. В самом конце мы видим Эрика, застывшего на тонкой доске, протянутой в сторону моря. Он ведь тоже обещал Сенте верность до гроба.

Дирижёр Иоганнес Фрич влил в представление немало резкой энергии, приправленной тревожностью. Натянутый нерв в этом спектакле, безусловно, был. Хотя, уже можно высказать опасения, что под генеральным руководством Кента Нагано Гамбургский филармонический оркестр потихоньку движется в обратном совершенству направлении.

На спектакле 21 февраля неожиданно поняла, как крепко у меня в голове засел фильм «Пираты карибского моря»: когда звучат «позывные» Летучего голландца, невольно каждый раз представляется, как корабль-призрак всплывает на свет из морских глубин.

Foto: © 2011 Brinkhoff / Mögenburg

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Гамбургскую государственную оперу, Филармонию на Эльбе, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.

реклама