Пезаро не сдаётся!

Фестиваль Россини в форс-мажорном формате

Teatro Rossini

Форс-мажорный формат 41-го Россиниевского оперного фестиваля в Пезаро 2020 года, конечно же, связан с пандемией COVID-19, и адаптация планирования вызвана насущной необходимостью обеспечения безопасности артистов и публики. Нынешний фестиваль (с 8 по 20 августа) стал короче всего на один день (по плану он должен был бы завершиться 21 августа). При этом его программа лишилась двух главных, наиболее ценных для меломанов пунктов – новых постановок опер Россини «Моисей и Фараон» и «Елизавета, королева Англии», – а также запланированной в исходном формате концертной программы, которая, как и во все последние годы, обещала стать весьма интересной. Названные постановки и предварительно анонсированная оратория «Stabat Mater» перенесены на 2021 год.

Что же остается и что предлагается взамен в этом году? Остается новая – совместная с Royal Opera House Muscat (Оман) – постановка одноактного фарса Россини «Брачный вексель» («La cambiale di matrimonio»), которая, как и ранее, связана со сценой Teatro Rossini и которую на открытии фестиваля можно будет увидеть в прямой трансляции на сайте фестиваля. Спектакли запланированы на 8, 11, 13, 17 и 20 августа. По соображениям эпидемиологической безопасности оркестр предполагается рассадить на месте партера, так что публика будет наблюдать за представлением исключительно из лож. В дополнение к постановке «Брачного векселя» в тот же вечер прозвучит​ и оркестровая версия кантаты Россини «Жанна д’Арк» («Giovanna d’Arco»). Автор оркестровки – итальянец Сальваторе Шаррино (род. 1947). Солистка – итальянская меццо-сопрано Марианна Пиццолато.

Режиссер-постановщик спектакля – англичанин Лоренс Дейл, в прошлом известный лирический тенор. Музыкальный руководитель и дирижер – наш соотечественник Дмитрий Корчак, не раз появлявшийся в Пезаро в амплуа лирического тенора, но теперь делающий здесь свой дебют и в качестве дирижера. Оркестр – Orchestra Sinfonica G. Rossini. В интернациональном составе постановки – итальянский бас Карло Лепоре (Тобиас Милл), итальянская сопрано Джулиана Джанфальдони (Фанни), итальянский тенор Давиде Джусти (Эдоардо Милфорт), украинский баритон Юрий Самойлов (Слук), испанский баритон Пабло Гальвес (Нортон) и румынская меццо-сопрано Мартиниана Антоние (Кларина). После Пезаро прокат новой постановки запланирован в Маскате на январь 2021 года.

Что же касается изменившегося формата концертной программы, то все концерты анонсированы на сей раз в open-air формате. Место их проведения – Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo), городская площадь с фонтаном, что расположена между Casa Rossini (домом, где родился Россини) и Teatro Rossini (театром его имени). Что и говорить, для специфики Россиниевского оперного фестиваля в Пезаро мероприятия open-air не столь характерны, или, лучше сказать, определяющими отнюдь не являются. Да и не секрет, что истинные меломаны привержены, прежде всего, событиям на стационарных акустических площадках. И всё же в истории фестиваля в Пезаро можно назвать ряд важных событий, когда на этой городской площади выступали оперные звезды мировой величины (Лучано Паваротти, Мэрилин Хорн, Монтсеррат Кабалье, Джун Андерсон). Эта площадь также не раз становилась местом, где на большом экране транслировались и некоторые мероприятия фестиваля с его стационарных крытых площадок (сие также имеет место и в нынешнем году в отношении новой постановки оперы «Брачный вексель»).

Пьяцца дель Пополо

Итак, на Пьяцца дель Пополо – месте для фестиваля вполне знаковом – в программе 2020 года заявлены шесть оперно-симфонических вечеров, продолжающих линию живых концертов прошлого. Все они отданы на откуп молодым дирижерам, имена которых пока еще не на широком слуху, а коллективный участник всех анонсированных концертов – оркестр Filarmonica Gioachino Rossini. Первый концерт 9 августа – рецитал всемирно известной отечественной сопрано Ольги Перетятько под управлением немецкого дирижера Николаса Нэгеля. Второй концерт 10 августа – рецитал итальянского бас-баритона Николы Алаймо под управлением итальянца Алессандро Бонато. Третий концерт 14 августа – рецитал англо-австралийской сопрано Джессики Прэтт под управлением того же сáмого итальянского маэстро.

Четвертый и пятый концерты – «вотчина» еще одного итальянского дирижера Микеле Спотти, причем обоим этим вечерам предпосланы и тематические названия. Концерт 16 августа «Россиниевские раритеты» («Rarità rossiniane») – рецитал знаменитого перуанского тенора Хуана Диего Флореса, а в концерте 18 августа «Азбука комического баса» («L’ABC del Buffo») анонсирована сразу тройка итальянских певцов-солистов: баритон Альфонсо Антониоцци, бас-баритон Паоло Бордонья и баритон Алессандро Корбелли. Наконец, шестой концерт 19 августа – рецитал французской меццо-сопрано Карин Дейе, который, словно с целью закольцовывания всего цикла, вновь отдан дирижеру Николасу Нэгелю.

В этом году Пьяцца дель Пополо впервые принимает и молодежную постановку оперы Россини «Путешествие в Реймс». Почин был положен в 2001 году на сцене Palafestival, и с тех пор дважды – в последние годы в Teatro Rossini – она давалась силами Летней академии молодых певцов. После смерти в 2017 году ее основателя Альберто Дзедды ей присвоили имя первого художественного руководителя, и она стала называться Accademia Rossiniana «Alberto Zedda». В 2020 году два semi-stage показа «Путешествия в Реймс» назначены на 12 и 15 августа. При этом состав исполнителей, поскольку нового набора «академиков» из-за пандемии COVID-19, естественно, не было, пришлось сформировать из бывших «академиков», которые к этому моменту уже начали международную карьеру. Обычно составы становятся известны ближе к открытию фестиваля, но в этом году они были оглашены с анонсом адаптированной программы еще в мае. Оркестр нынешнего проекта – Orchestra Sinfonica G. Rossini. Дирижер – итальянец Джанкарло Рицци.

Teatro Rossini

Возникает вопрос: как адаптированная программа фестиваля нынешнего года с учетом многих потерь смогла растянуться практически на то же количество фестивальных дней? Ответ прост. Вечерние мероприятия раньше предварялись большинством из устраиваемых утренних или дневных концертов (за исключением крупных мероприятий на больших площадках, которые «шли в едином строю» со спектаклями). Наряду с этим молодежные «Путешествия в Реймс» в последние годы начинались в утренние часы. В этом же году на каждый день приходится строго по одному мероприятию: спектакли, semi-stage проекты и open-air концерты, образуя единую фестивальную последовательность, начинаются в одно вечернее время (20:30).

Говоря о потерях программы 2020 года, нельзя не сказать и об отменах трех камерных вокальных рециталов из традиционной для фестиваля серии Concerti di Belcanto. Однако справедливости ради надо отметить, что два первоначально запланированных концерта – «Россиниевские раритеты» на сцене Vitrifrigo Arena и «Азбука комического баса» на сцене Teatro Rossini – всё же смогли вернуться к слушателям в open-air формате на Пьяцца дель Пополо. В том же аспекте произошла и перемена с ангажементом Карин Дейе, которая изначально должна была стать солисткой одного из концертов серии Concerti di Belcanto. И последняя из потерь адаптированной программы нынешнего года – весьма любопытная программа камерной музыки Россини. В ней должны были прозвучать «Шесть сонат для четырех инструментов» («Sei sonate a quattro»). В оригинале – для двух скрипок, виолончели и контрабаса, а в рамках фестиваля – в версии для расширенного струнного ансамбля на базе тех же инструментов. Думается, что к этому проекту фестиваль всё же сможет вернуться в будущем.

Концертные программы Россиниевского оперного фестиваля в Пезаро всегда таят в себе немало интересного и неизведанного, и в связи с этим хочется вспомнить некоторые из тех, что довелось услышать вживую в прошлом году, но поговорить о которых возможности так и не представилось. И пусть в полный концертный спектр 40-го фестиваля они не складываются, три программы, о которых пойдет речь, стали прелестным музыкальным дополнением к оперным спектаклям! Вспоминая их в порядке возрастания меломанского послевкусия, начнем с концерта из серии Concerti di Belcanto в Teatro Rossini. Его дала американская сопрано Анжела Мид, спинтово-драматическая фактура звучания которой в свое время мощно поразила на концертном исполнении оперы Россини «Гермиона».

Анжела Мид

Тогда в Москве певица предстала в титульной партии, а за дирижерским пультом находился ныне покойный маэстро Альберто Дзедда, главный специалист наших дней по музыке Россини, личность которого теперь отошла уже в разряд легенд новейшей истории. Прошлогодний же рецитал (партия фортепиано – Джулио Дзаппа) стал дебютом певицы в Пезаро, но в программе концерта музыка Россини не звучала. А звучали ариетты Беллини, песни Мейербера и Рихарда Штрауса, то есть, за исключением «Casta Diva» из «Нормы» Беллини, каватины Изабеллы из «Роберта-Дьявола» Мейербера и песни Мариэтты из «Мертвого города» Корнгольда, упор был сделан на камерный репертуар. Но «тяжелая оперная артиллерия» – выходная ария Адриенны Лекуврер из одноименной оперы Чилéа и романс Валли из одноименной оперы Каталани – феерически эмоционально и стильно «выстрелила» на бисах, явно показав, что творческому амплуа исполнительницы сегодня наиболее близка именно эта музыка. И всё же при естественно-природной брутальности посыла певицы в ее трактовках романтической камерной и оперной музыки – итальянской, французской, немецкой – нельзя было не плениться и нежностью, и волнующе тонкой экспрессией, и чувственностью, и обезоруживающим музыкальным шармом.

Другой концерт прошлого года в Teatro Rossini получил название «Soirées musicales» («Музыкальные вечера»), и в нём прозвучали все 12 номеров для голосов и фортепиано (8 ариетт и 4 дуэта) на тексты Карло Пеполи и Пьетро Метастазио из одноименного сборника, созданного Россини в парижский период и изданного в 1835 году. Интерес к событию был подогрет уже тем, что на концертах в родном отечестве можно было время от времени услышать лишь отдельные номера из сборника, как правило, – ариетты. Дуэты же из него всегда оставались за кадром. Но на этот раз сборник, номера которого не образуют цикл, а представляют калейдоскоп разных сюжетных зарисовок, был исполнен в сопровождении оркестра, а место за дирижерским пультом Filarmonica Gioachino Rossini занял Микеле Спотти, молодой маэстро, упомянутый ранее в аспекте программы нынешнего года.

«Soirées musicales» («Музыкальные вечера»)

Аранжировку сборника, а также трехчастной Сонаты VI («La Tempesta» / «Буря») из цикла Россини «Sei sonate a quattro», которая прозвучала в начале концерта, осуществил итальянский композитор и дирижер Фабио Маэстри. В этой оркестровке «Музыкальные вечера» были исполнены впервые, и благодаря гению Россини, усилиям аранжировщика, дирижера и четверки певцов мы стали свидетелями удивительных музыкальных открытий! Женские голоса (сопрано Мария Лаура Якобеллис и меццо-сопрано Валерия Джирарделло) представляли Италию, мужские голоса (тенор Хабьер Андуага и баритон Карлес Пачон) – Испанию. Последний был задействован в единственном мужском дуэте «Моряки» («Li Marinari»). Два дуэта-ноктюрна – «Венецианская регата» («La Regata veneziana») и «Рыбная ловля» («La Pesca») – были женскими, и один дуэт-ноктюрн «Серенада» («La Serenata») – смешанным (для сопрано и тенора), а восемь ариетт между собой поровну поделили также сопрано и тенор. Свободно-воздушная, полная гармонии и контрастов оркестровка, каскад яркий коллизий и эмоций, тонкое стилистическое чутье музыкантов оркестра, вокалистов и дирижера в трактовках ариетт и дуэтов проступали отчетливо, но пленительно нежно…

И всё же наиболее грандиозное впечатление в прошлом году произвело исполнение в Teatro Rossini кантаты «La Riconoscenza» (1821) для солистов, хора и оркестра. Ее название можно перевести как «Признательность» (или «Благодарность»). Россини посвятил опус Марии Луизе Джузеппине Бурбонской (1782–1824), и его благодарность была сродни извинению за обещанную ей, но так и не написанную оперу, которая должна была появиться ко дню свадьбы ее сына. Но Россини на то и был Россини, что, похоже, лишь его извинение и могло обернуться одной из восхитительнейших кантат в своем творчестве! На фестивале в Пезаро ее исполнил оркестр Filarmonica Gioachino Rossini под управлением известного итальянского дирижера Донато Ренцетти, который с музыкой Россини просто творил чудеса, донося каждый ее мелодический изгиб и нюанс. Хоровую поддержку проекта взял на себя хор Театра Фортуны М. Агостини из соседнего с Пезаро города Фано (хормейстер – Мирка Рошиани), а состав певцов-солистов – изумительный и стилистически адекватный! – предстал российско-итальянским.

Наши соотечественники – опытнейшая, не раз появлявшаяся в Пезаро меццо-сопрано Виктория Яровая (Мелания), обладательница голоса сочной и глубокой – практически контральтовой – фактуры, а также молодой и, судя по впечатлению, произведенному им, весьма перспективный молодой тенор Рузиль Гатин (Филено), партия которого в этом опусе представляет наибольшие технические трудности. Пройдя через горнило «Accademia Rossiniana» в 2017 году, в молодежном «Путешествии в Реймс» в Пезаро певец получил тогда партию Графа Либенскофа, но в ней рецензент впервые услышал певца на сцене Большого театра России, после чего интерес к исполнителю сразу же вырос. На итальянской стороне оказались уверенно показавшие себя сопрано Кармела Ремиджо (Арджене) и бас Риккардо Фасси (Эльпино). Важно, что слияние голосов в ансамблях всё время доставляло истинную меломанскую радость. И очень важно, что в ансамблях в лице Виктории Яровой мы внимали звучанию настоящего россиниевского контральто

И пусть в регламент фестиваля пандемия СOVID-19 внесла свои коррективы, Пезаро – цитадель россиниевского исполнительства – не сдается! Не только не сдается, но уверенно смотрит в будущее, строя новые планы. Работа Accademia Rossiniana 2020 перенесена на осень. Начало – 19 октября, финальный концерт – 1 ноября. Традиционные «Путешествия в Реймс» с участием «академиков» приурочены на сей раз к годовщине смерти Россини (26 и 28 ноября). А 6 августа, в преддверии открытия 41-го фестиваля, на Пьяцца дель Пополо памяти жертв COVID-19 прозвучала «Маленькая торжественная месса» Россини (исходная редакция для солистов, хора, двух фортепиано и фисгармонии). Осенью 2020 года пройдут также и экстра-мероприятия основного фестиваля: клавирабенд Алессандро Марангони с подборкой опусов из альбома Россини «Грехи старости» (14 ноября) и три представления «Севильского цирюльника» Россини под управлением дирижера Микеле Спотти в постановке 2018 года Пьера Луиджи Пицци (25, 27 и 29 ноября).

Наконец, в программе 42-го фестиваля 2021 года, который пройдет с 9 по 21 августа, кроме «Stabat Mater» и новых постановок опер «Моисей и Фараон» и «Елизавета, королева Англии» ожидается новая постановка одноактного фарса Россини «Синьор Брускино».

Фото площадок 41-го Rossini Opera Festival (2020) – с официального сайта фестиваля
Фото с концертов 40-го Rossini Opera Festival (2019) © Studio Amati Bacciardi

Тип
Раздел
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения
Автор

реклама

вам может быть интересно

Бетховен и вечная молодость Классическая музыка