Австралийский балет

«Джаз-спектрум» Лос Патчина. Австралийский балет

Австралийский балет

С древних времён у аборигенов Австралии танцы неизменно входили в празднества и обряды. С нач. 19 в. они включались в виде танц. интермедий и арлекинад в первые театр. представления колонистов. В 1833 в Сиднее начала работать танц. школа. К этому же времени относятся первые гастрольные выступления артистов балета. В 40-60-х гг. иностр. труппы показывали балеты «Сильфида», «Жизель», «Ундина», «Маркитантка». В спектакле «Тщетная предосторожность» вместе с француженкой А. Димье выступал австралиец Дж. Чеймберс. В 70-х гг. балеты ставились редко, в репертуаре театров были преим. муз. комедии и оперетты. Время от времени возникали небольшие местные труппы, главным образом для участия в пантомимах и ревю. Для постановки «Синдбада морехода» в 1889 в Мельбурне была организована труппа, впоследствии вошедшая в состав Комич. оперы, где ведущей балериной была М. Уэйр. Известностью пользовались балетные школы, организованные М. Эверетт в Мельбурне (1897) и Сиднее (1909).

В нач. 20 в. балеты ставились в Комич. опере и в Оперной труппе Мелбы (балетм. М. Хупер). Большое значение имели гастрольные выступления А. Жене (1913) в балетах «Шопениана» и «Коппелия», М. Аллан (1914), труппы А. П. Павловой (1926 и 1929), труппы В. Э. Дандре (при участии О. А. Спесивцевой, 1934), коллективов Базиля (1936, 1938, 1939–40), показавших спектакли М. М. Фокина и Л. Ф. Мясина и отрывки из «Спящей красавицы» и «Лебединого озера», а также труппы «Балле Рамбер» (1949). Некоторые артисты этих трупп остались работать в Австралии как педагоги: Э. Эддисон, Л. Саронова и М. Бурлаков, создавший совм. с Л. Лайтфут в 1929 первую местную труппу, в репертуар которой входили, наряду с балетами Фокина («Петрушка», «Шехеразада» и др.), также их собственные спектакли («Плоды забвения» на муз. Р. Пенникуика и др.).

Были организованы и др. труппы: в 1937 — Совр. балет Аделаиды (балетм. Дж. Трист), в 1941 — труппа Э. Кирсовой в Сиднее (до 1945), в 1945 — Австрал. балетное общество (балетм. Ф. Перроте), в 1946 — Мельбурнский балетный клуб, затем названный «Балле гилд» (с 1948, балетм. Л. Мартин). Большую работу провела Студия нац. театр. движения, имевшая с 1938 свою школу (рук. Дж. Александер). На её базе в 1949 возник Нац. балет (до 1952), где работали балетм. Дж. Грейм, Р. Рид, М. Скотт. В этих коллективах ставили нац. балеты, созданные балетм. Перроте («Аркаринга» на муз. Купера), Александером («Эурока» на муз. Пенберти), Тристом («Леди Огаста» на муз. Дворжака), Р. Ридом («Корробори» Антилла). Возникали коллективы свободного танца; из них наиболее интересна труппа, созданная Г. Боденвизер (работала в 1938–59).

Для формирования нац. А.б. большое значение имела деятельность труппы Э. Борованского, возникшей на базе школы, созданной в 1940 в Мельбурне и работавшей (с перерывами) до 1960. Постепенно труппа превратилась из любительской в профессиональную. В её состав входили австрал. артисты: Л. Мартин, Д. Стивенсон, К. Горем, П. Гринвис, П. Сэджер, П. Хаммонд; в репертуаре, наряду с классикой и совр. европ. и амер. балетами, были национальные балеты Борованского («Земля Южная» на муз. Роуфа, «Чёрный лебедь» на муз. Сибелиуса), Стивенсона («Морская легенда» на муз. Роуфа) и др.

На базе труппы Борованского в 1962 был создан коллектив «Австралийский балет», который до 1978 возглавляла П. ван Праг (в 1965–75 второй худ. рук. Р. Хелпмен), с 1979 труппой руководит М. Джонс. В репертуаре: «Жизель», «Коппелия», «Раймонда», «Дон Кихот»; пост. балетм. Ф. Аштона — «Тщетная предосторожность», «Золушка», «Фасад»; Л. Ф. Мясина — «Мамзель Анго» на муз. Лекока; Дж. Баланчина — «Серенада» и «Балле эмпериаль» на муз. Чайковского; Р. Хелпмена — «Дисплей» на муз. Уильямса (на сюжет нац. легенды), «Югэн» на муз. Тоямы по мотивам япон. театра ноо; Г. Тетли — «Созвездие близнецов» на муз. Хенце; Р. Хайнда — «Весёлая вдова» на муз. Легара и др. В труппе все артисты — австралийцы. В первые годы ведущими артистами были Горем, М. Джонс, Э. Файфилд, затем танцовщицы — Л. Олдес, М. Роу, Г. Сток, К. Рэппел, А. Чейс; танцовщики — Г. Уэлш, К. Коу, А. Олдер, Г. Нормен, У. Бёрк и др.

Среди др. трупп: Австралийский танцевальный театр (с 1965, рук. Э. Далман), «Балле Виктория» (рук. Уэлш), Балетная труппа Зап. Австралии (рук. Рид), Балетная труппа Квинсленда (рук. Х. Хейторн). В Мельбурне работают основная Австралийская балетная школа (с 1964 рук. М. Скотт) и Балетная академия Горем, в Сиднее — школа Салли — Борованского, школа Лоррен Нортон и Танц. центр Боденвизер.

Выходит журнал «Australasian dance». Среди балетных критиков известна исследователь и собирательница танцевального фольклора Б. Дин.

Литература: Garling J., Australian notes on the ballet, Sydney, [1950]; Praagh P. van, Ballet in Australia, Melb., 1965.

Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Австралийская музыка

реклама

вам может быть интересно

Диалог музыкальный Термины и понятия
Многоголосие Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Азербайджанская музыка Национальные культуры
Военная музыка Термины и понятия
Pas de basque, па де баск Балет и танец
Болонья музыкальная Национальные культуры
Хота Музыкальные жанры
Сопель Музыкальные инструменты
Тальянка Музыкальные инструменты
Сонатина Музыкальные жанры
Бонн музыкальный Национальные культуры
Сопрано Опера, вокал, пение

Реклама