Греческий балет

«Сильфиды». Балет школы И. Сисмани

Греческий балет

В Древней Греции танец занимал видное место в быту и общественной жизни. Он был тесно связан с культом бога Диониса. Обряды, шествия и таинства, носившие массовый характер, представляли собой своеобразные хореографич. композиции. О характере этих древнейших образцов танц. искусства свидетельствуют многочисл. изображения танцовщиков на барельефах, в вазописи и в скульптуре. Много описаний танцев встречается также в произведениях древнегреч. литературы. Танц. движения и фигуры, нашедшие отражения в этих памятниках, зачастую встречаются почти в неизменённом виде в совр. нар. танцах.

В Византийской империи танц. искусство не получило широкого развития, поскольку профессия танцовщика считалась позорной. В период четырёхсотлетнего турецкого ига, затормозившего культурное развитие страны, народ продолжал сохранять свои традиц. танцы, дошедшие до наших дней. После освобождения Греции в результате Нац.-освободительной революции 1821–29 танц. искусству длительное время, в отличие от литературы, живописи и музыки, не уделяли должного внимания. Проф. муз. театр появился в Греции лишь в кон. 80-х гг. 19 в. и поэтому традиции зап.-европ. академич. танца были восприняты здесь позднее, чем в др. странах Европы. Уже в 20-х гг. 20 в., под влиянием реформаторских взглядов А. Дункан, в Греции делались попытки возродить антич. танец, изучать фольклорное наследие. Начали деятельность многочисл. частные студии, пропагандировавшие как классич. танец, так и систему ритмич. воспитания по методу Э. Жака-Далькроза и немецкий «выразительный танец». Руководили ими, в основном, танцовщики, прошедшие курс обучения в Германии и Австрии (Э. Спек-Мелисину, К. Працика, П. Матеи-Русопулу) или обучавшиеся у русских и др. иностр. педагогов (К. Николе). В 1927 Працика вместе с поэтом А. Сикелианосом организовала Дельфийские празднества, на которых были представлены и хореографич. композиции.

Первый греч. проф. балетмейстер А. Гриманис, работавший в нач. 30-х гг. в Нац. театре, впоследствии стал гл. балетмейстером театра «Лирики скини» (открыт в 1939), где ставил танц. сцены в операх, а также одноактные балеты — «Разносчик» Петридиса, «Треуголка» и др. В том же театре работала танцовщица и балетм. Лукия, одна из первых греч. артисток, пропагандировавшая в своей концертной деятельности нац. греч. танец. Там же работали и др. балетмейстеры (греч. и иностранные) — Цехос, С. Махов, Л. Сакелариу, Л. Мясин, Кирсанова, Р. Ману, Я. Мецис, И. Сисмани, Э. Цукала, Л. Депьян, О. Гелодари и др.; педагоги — Цукала, Депьян, Гелодари; солисты — Т. Варути, Сисмани, Цукала, М. Вулгари, С. Дарио, А. Петрова, Мецис, А. Силвестер, позднее — А. Папидис, А. Хадзис, Г. Ливадис. В 70-х гг. ведущие солистки труппы — К. Дима и М. Михалопулу.

«Цикл обвинения». Балетм. Р. Ману

С постановкой трагедии «Агамемнон» Эсхила в Нац. театре (осн. в 1932 Ф. Политисом) возрос интерес к произведениям античной драматургии, что явилось стимулом к дальнейшему развитию хореографич. искусства в Греции, поскольку декламация хора в древнегреч. трагедии сопровождается ритмичными движениями, танцем и пантомимой. Представления под открытым небом устраиваются и ныне в антич. театрах в Эпидавре, театре Ирода Аттика близ Акрополя, а также в других сохранившихся древних театрах. Хореография в этих пост. принадлежит балетм. Сакелариу, Ману, З. Николуди, М. Казази, Варути, Д. Цацу и М. Хорс (в 70-х гг. гл. балетм. Нац. театра).

Становлению и пропаганде хореографич. искусства в Греции способствует деятельность частных школ, которыми руководят выпускники греч. школ и солисты театра «Лирики скини» — Ману, Сисмани, М. Реньери, А. Папаризу, Э. Вриаку, Мецис, Д. Григориаду, Варути, Депьян и др. Гос. балетных школ в Греции не существует, за исключением школы Працики (осн. 1934), с 1973 получившей гос. субсидию. Большое значение для развития балета имеет и инициатива частных лиц, на чьи средства содержатся труппы, организуются их заграничные турне, проводятся выступления учеников балетных школ на разл. театр. и муз. фестивалях.

Из частных трупп приобрели известность: Афинские балеты (осн. 1946, рук. Николс), среди пост. которой — «Смерть и просветление» на муз. Р. Штрауса, «Византийские картинки», «Лунный свет» на муз. Дебюсси и др.; Греческий балет (осн. в 1951, рук. Ману), пост. — «Марсий», «Проклятая змея»; «Шесть народных зарисовок» на муз. Хадзидакиса, «Пустыня», «Орфей и Эвридика», «Вакханки»; Экспериментальный Афинский балет (осн. в 1965, рук. Мецис), пост. — «Три адажио» на муз. Бартока, «Раймонда», «Дафнис и Хлоя», «Коппелия»; «Суд Атридов» Марангопулоса, «Пендовола» Плесаса, «Баядерка», «Игры», «Сильфида», «Тщетная предосторожность» и др.

Силами учеников школы Сисмани (с 1964 она работает также как балетмейстер в театре «Лирики скини») ставились балеты — «Жизель», «Лебединое озеро», «Сильфиды», ряд фрагментов из «Спящей красавицы», «Щелкунчика», балеты на муз. М. Теодоракиса, Н. Скалкотаса, М. Хадзидакиса и др. Изучением и популяризацией греч. нар. танцев занимается ансамбль Д. Страту.

В. М. Паппе
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Греческая музыка

реклама

вам может быть интересно

Arrondi, арронди Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Военная музыка Термины и понятия
Куранта Музыкальные жанры
Чакона Музыкальные жанры
Grand pas, гран па Балет и танец
Концертмейстер Термины и понятия
Стереофония Термины и понятия
Киевский распев Церковная музыка
Тонадилья Музыкальные жанры
Диатоника Термины и понятия
Резонанс Термины и понятия

Реклама