Транскрипция

лат. transcriptio, букв. — переписывание

Переложение, переработка музыкального произведения, имеющие самостоятельное художественное значение. Различают два вида транскрипции: приспособление произведения для другого инструмента (например, фортепианная транскрипция вокального, скрипичного, оркестрового сочинения или вокальная, скрипичная, оркестровая транскрипция фортепианного сочинения); изменение (в целях большего удобства или большей виртуозности) изложения без перемены инструмента (голоса), для которого предназначено произведение в оригинале. К жанру транскрипции иногда ошибочно относят парафразы.

Транскрипция имеет длительную историю, восходя фактически к переложениям песен и танцев для различных инструментов в 16-17 вв. Развитие собственно транскрипции началось в 18 в. (транскрипции, главным образом для клавесина, произведений Я. А. Рейнкена, А. Вивальди, Г. Телемана, Б. Марчелло и др., принадлежащие И. С. Баху). В 1-й пол. 19 в. распространение получили фортепианные транскрипции, отличавшиеся виртуозностью салонного типа (транскрипции Ф. Калькбреннера, А. Герца, З. Тальберга, Т. Дёлера, С. Хеллера, А. Л. Гензельта и др.); нередко они представляли собой обработки популярных оперных мелодий.

Выдающуюся роль в раскрытии технических и колористических возможностей фортепиано сыграли многочисленные концертные транскрипции Ф. Листа (особенно песен Ф. Шуберта, каприсов Н. Паганини и фрагментов из опер В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Дж. Верди; всего около 500 переложений). Много произведений в этом жанре создали преемники и последователи Листа — К. Таузиг (токката и фуга d-moll Баха, «Военный марш» D-dur Шуберта), X. Г. фон Бюлов, К. Клиндворт, К. Сен-Санс, Ф. Бузони, Л. Годовский и др.

Бузони и Годовский — крупнейшие мастера фортепианной транскрипции послелистовского периода; первый из них прославился транскрипциями произведений Баха (токкаты, хоральные прелюдии и др.), Моцарта и Листа («Испанская рапсодия», этюды по каприсам Паганини), второй — обработками клавесинных пьес 17-18 вв., этюдов Шопена и вальсов Штрауса.

Лист (а также его последователи) показал принципиально иной, чем его предшественники, подход к жанру транскрипции. С одной стороны, он порвал с манерой салонных пианистов 1-й пол. 19 в. заполнять транскрипции бессодержательными пассажами, не имеющими отношения к музыке произведения и предназначенными продемонстрировать виртуозные достоинства исполнителя; с другой — он отошёл и от чрезмерно буквального воспроизведения текста подлинника, считая возможным и необходимым компенсировать неизбежную при переложении утрату некоторых сторон художественного целого другими средствами, предоставляемыми новым инструментом.

В транскрипциях Листа, Бузони, Годовского пианистическое изложение, как правило, находится в соответствии с духом и содержанием музыки; вместе с тем в изложении допускаются различные изменения деталей мелодии и гармонии, ритма и формы, регистровки и голосоведения и т. п., вызываемые спецификой нового инструмента (яркое представление об этом даёт сравнение транскрипции одного и того же каприса Паганини — E-dur No 9, сделанных Шуманом и Листом).

Выдающимся мастером скрипичной транскрипции был Ф. Крейслер (обработки пьес В. А. Моцарта, Шуберта, Шумана и др.).

Более редкая форма транскрипции — оркестровая (например, «Картинки с выставки» Мусоргского-Равеля).

Значительное развитие получил жанр транскрипции, главным образом фортепианной, в русской (А. Л. Гурилёв, А. И. Дюбюк, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов) и советской музыке (А. Д. Каменский, И. И. Михновский, С. Е. Фейнберг, Д. Б. Кабалевский, Г. Р. Гинзбург, Н. Е. Перельман, Т. П. Николаева и др.).

Лучшие образцы транскрипции («Лесной царь» Шуберта-Листа, «Чакона» Баха-Бузони и др.) имеют непреходящую художественную ценность; однако обилие низкосортных транскрипций, созданных различными виртуозами, дискредитировало этот жанр и привело к исчезновению его из репертуара многих исполнителей.

Литература: Школа фортепианной транскрипции, сост. Коган Г. М., вып. 1-6, М., 1970-78; Busoni F., Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst, Triest, 1907, Wiesbaden, 1954 (рус. пер. — Бузони Ф., Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПБ, 1912).

Г. М. Коган

реклама

вам может быть интересно

Крюки Церковная музыка
Педаль Музыкальные инструменты

Публикации

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Эстетика музыкальная Термины и понятия
Пианино Музыкальные инструменты
Portаto, портaто Термины и понятия
Ода Музыкальные жанры
Модуляция Термины и понятия
Гусан Термины и понятия
Полька Музыкальные жанры
Largo, ларго Термины и понятия
Финал Термины и понятия
Петербургская школа Течения в искусстве

Реклама