Оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь»

Die Fledermaus

Композитор
Дата премьеры
05.04.1874
Жанр
Страна
Австрия
Оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь» / Die Fledermaus

Оперетта Иоганна Штрауса-сына в трёх действиях. Либретто К. Хаффнера и Р. Жене по пьесе А. Мельяка и Л. Галеви «Часы с боем».

Первое представление состоялось 5 апреля 1874 года в венском театре «Ан дер Вин».

Содержание излагается по русскому тексту Н. Эрдмана и М. Вольпина.

Действующие лица:

Габриель фон Айзенштейн (тенор); Розалинда, его жена (сопрано); князь Орловский (меццо-сопрано); Альфред, учитель пения (тенор); Адель, горничная Розалинды (сопрано); Франк, директор тюрьмы (баритон); доктор Фальке, нотариус (баритон); доктор Блинд, адвокат (баритон); Фрош, тюремщик; Ида, танцовщица, сестра Адели; дамы и господа, слуги, актрисы, танцовщицы, заключенные.

Действие происходит в пригороде Вены в последней четверти XIX века.

«Летучая мышь», четвертая по счету оперетта Иоганна Штрауса-сына, практически стала первым («Веселые венские женщины», «Индиго» и «Карнавал в Риме» оказались нежизнеспособными) выдающимся произведением этого жанра, образцом для всей последующей венской школы. В основу ее сюжета положен действительный факт, имевший место в Париже. Парижский анекдот оказался достаточно типичным на австрийской почве. Либреттисты в пьесе Мельяка и Галеви изменяют только имена.

В отличие от Оффенбаха, Штраус отказывается от какой бы то ни было сатиры, пародийности. «Летучая мышь» — только развлекательный, танцевальный спектакль, близкий к традициям итальянской оперы-буффа. Музыка ее, отличающаяся яркостью колорита, неистощимой мелодической изобретательностью, вся пронизана венским вальсом.

Первое действие

Комната в роскошной загородной вилле Габриеля фон Айзенштейна. За окном слышна нежная серенада, которую поет давний поклонник Розалинды фон Айзенштейн Альфред. Горничная Адель читает письмо, полученное от сестры — балерины Иды. Та сообщает, что будет сегодня вечером на балу у молодого князя Орловского и может взять с собой Адель, если та разживется подходящим туалетом в гардеробе хозяйки. Входит Розалинда, и Адель жалобно просит отпустить ее вечером к внезапно заболевшей старой тете. Розалинда отказывает: ее муж сегодня должен отправиться на пять дней в тюрьму, и она не может остаться совсем одна, без Адели. Горничная плача уходит, а в окне появляется Альфред. Розалинда в ужасе: ведь муж дома, он может каждую минуту войти! Но Альфред уходит, только заручившись согласием на вечернее свидание. Не успевает он исчезнуть, как врывается Айзенштейн, сопровождаемый Блиндом. Их терцет с Розалиндой «Нет, с таким я адвокатом» с лирическим эпизодом в центре (соло Розалинды) стремителен и блестящ. Приход друга, доктора Фальке, улучшает настроение Айзенштейна. Едва Розалинда покидает комнату, Фальке начинает уговаривать Айзенштейна вместо тюрьмы отправиться на бал к Орловскому. Легкомысленно и беззаботно звучит их дуэт «Едем вместе на бал». Айзенштейна не нужно долго упрашивать. Фальке уходит, а огорченная Розалинда провожает мужа в тюрьму, недоумевая, почему туда нужно идти во фраке. Заодно она отпускает и Адель. Их терцет «Итак, должна одна остаться» — проникновенная, жалобная мелодия Розалинды, сопровождаемая каскадным припевом («О, боже мой»).

Не успевает Розалинда остаться в одиночестве после ухода мужа и горничной, как в окно снова влезает Альфред. Он хочет удобно устроиться на освободившемся месте: надевает шлафрок Айзенштейна, садится есть его ужин, пить его вино. Его застольная «Пей со мною, пей скорей» отличается непринужденной мелодией, переходящей в обаятельный вальсовый распев. Идиллию нарушает директор тюрьмы Франк, который самолично явился, чтобы препроводить хозяина дома в тюрьму. Вид пьяного мужчины в домашнем наряде не вызывает у Франка сомнений: конечно, это тот, кто ему нужен. Розалинда умоляет Альфреда выдать себя за Айзенштейна и пойти в тюрьму. Ее куплеты, вальс с изящной, гибкой мелодией, переходят в задорный терцет «В тюрьме и умный и дурак». Франк уводит арестованного в тюрьму.

Второе действие

На балу у князя Орловского царит безудержное веселье. Хор гостей сменяется бесшабашными куплетами Орловского. Здесь приглашенные князем танцовщицы, а среди них со своей сестрой Идой Адель в нарядном платье хозяйки, и Айзенштейн, который выдает себя за маркиза. Айзенштейн по платью узнает горничную своей жены, и они оба договариваются не выдавать друг друга. Лукаво-грациозны куплеты Адели «О, мой маркиз». Здесь же директор тюрьмы Франк, который представляется маркизу как благородный кавалер. Оба симпатизируют друг другу. Появляется и Розалинда. Она выдает себя за венгерскую графиню. Айзенштейн, восхищенный «графиней», принимается за ней ухаживать. Их дуэт звучит изящно и непринужденно и переходит в задорную польку. Влюбленный Айзенштейн дарит Розалинде свои часы. Чардаш Розалинды, медленный, полный чувства, сменяется огненной фришкой. Далее следует общий хор, праздничный, жизнерадостный, во время которого Франк и Айзенштейн пьют на брудершафт. Но уже бьет двенадцать часов. Айзенштейн должен идти в тюрьму. Туда же спешит Франк.

Третье действие

Тюрьма. На свою служебную квартиру возвращается навеселе директор Франк и тут же засыпает в кресле. Его будит пришедший с докладом тюремщик Фрош. Господин Айзенштейн, вчера арестованный самим директором, требует адвоката, и Фрош пригласил к нему доктора Блинда.

Появляются Ида и Адель. Адель упрашивает Франка, чтобы он помог ей дебютировать в театре. Она поет. Ее куплеты, изящные и легкомысленные, начинаются в ритме плавной гондольеры, затем переходят в марш, а далее в веселую польку. Франк собирается ответить, но в это время входит Айзенштейн, явившийся отбыть наказание. Появляется Розалинда. Думая, что муж еще не здесь, она хочет выручить Альфреда. Разворачивается большая, разнообразная по настроениям музыкальная сцена. Розалинда, чтобы усмирить разгневанного супруга, протягивает часы, подаренные мужем «венгерской графине». Оперетта кончается примирением супругов, общим весельем. Звучит блестящий, искрящийся хоровой финал.

Л. Михеева, А. Орелович


Штраус обогатил также традиции австрийского театрально-комедийного жанра. Развитие этого жанра протекало не без влияния парижской оперетты, с которой Оффенбах познакомил венцев в 60-х годах. Но, не порывая связи с национальными традициями комедийных спектаклей, австрийские опереточные композиторы — Франц Зуппе (1819—1895), Карл Миллёкер (1842—1899), а вместе с ними Штраус — создали особую разновидность оперетты, именуемую «венской». (Зуппе и Миллёкер начали писать оперетты до Штрауса, но лучшие их произведения («Боккаччо» Зуппе, 1879; «Нищий студент» Миллера, 1882) написаны после решающих успехов Штрауса в этом жанре. Позже в жанре венской оперетты выдвинулись венгры Ференц Легар (1870—1948) и Имре Кальман (1882—1953). )

В сравнении со спектаклями Оффенбаха, венская оперетта по тематике своей менее злободневна. Сатирический элемент ей чужд. Общий колорит более лиричен, а все персонажи — как положительные, так и отрицательные — обрисованы в тонах добродушного юмора. Недостаточная острота драматического конфликта, редкое обращение к социальной тематике — слабые стороны венской оперетты.

Эти недостатки присущи и большинству музыкально-театральных произведений Штрауса. Их сюжетно-сценарная драматургия вполне заслуживает критики: из пятнадцати его оперетт в одиннадцати использованы беспомощно скроенные пьесы, тогда как развитие сюжета в остальных четырех полно существенных недочетов. Сам Штраус говорил: «За великолепное либретто я был бы в состоянии принести величайшие жертвы». Но дело не только в слабости его либреттистов: Штраус не обладал специфическим чувством «театральности» в той мере, в какой им владел Оффенбах. Зато он резко повысил удельный вес музыки в своих спектаклях. Благодаря Штраусу, по выражению И. Кальмана, оперетта стала «легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией».

В театральных сочинениях Штрауса, как и в его концертных пьесах, безраздельно господствует стихия танца, представленная в разнообразных проявлениях вальса, польки, галопа, чардаша. Это в точном смысле слова танцевальные оперетты. Именно дух, характер танца насыщает действие стремительным движением, передает ощущение праздничности, романтического подъема чувств. Таково одно из лучших сочинений Штрауса — «Летучая мышь» (1874). Танцевальное начало пронизывает решительно все номера партитуры, начиная с увертюры, в которой с бесподобной легкостью объединены основные темы оперетты:

Наряду с увертюрой выделяются терцеты I и III актов, а также по-оперному развернутые финалы I и II актов, особенно же последний из них — этот апофеоз вальса, где все дышит заразительным весельем, радостным опьянением жизнью.

М. Друскин

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама