«Искусство должно обобщать, должно отражать наиболее характерное и типичное для нашей жизни» — этот принцип В. Мурадели постоянно проводил в своем творчестве. Композитор работал во многих жанрах. Среди основных его сочинений — 2 симфонии, 2 оперы, 2 оперетты, 16 кантат и хоров, свыше 50 камерно-вокальных сочинений, около 300 песен, музыка к 19 драматическим спектаклям и к 12 кинофильмам.
Семья Мурадовых отличалась большой музыкальностью. «Самыми счастливыми минутами моей жизни», — вспоминает Мурадели, — «были тихие вечера, когда родители садились рядом и пели для нас, детей». Ваню Мурадова все больше и больше влекло к музыке. Он научился по слуху играть на мандолине, гитаре, а затем и на фортепиано. Пытался сочинять музыку. Мечтая поступить в музыкальное училище, семнадцатилетний Иван Мурадов отправляется в Тбилиси. Благодаря случайной встрече с выдающимся советским кинорежиссером и актером М. Чиаурели, по достоинству оценившим незаурядные способности юноши, его красивый голос, Мурадов поступает в музыкальное училище по классу пения.
Но этого ему было мало. Он постоянно испытывал большую потребность в серьезных занятиях композицией. И вновь счастливый случай! Прослушав сочиненные Мурадовым песни, директор музыкального училища К. Шотниев согласился подготовить его к поступлению в Тбилисскую консерваторию. Спустя год Иван Мурадов становится студентом консерватории, где занимается композицией у С. Бархударяна и дирижированием у М. Багриновского. 3 года после окончания консерватории Мурадов посвящает почти исключительно театру. Он пишет музыку для спектаклей Тбилисского драматического театра, а также удачно выступает в качестве актера. Именно с работой в театре связана перемена фамилии молодого актера — вместо «Иван Мурадов» на афишах появилось новое имя: «Вано Мурадели».
С течением времени Мурадели все чаще испытывает неудовлетворенность своей композиторской деятельностью. Его мечта — написать симфонию! И он принимает решение продолжить учебу. С 1934 г. Мурадели — студент Московской консерватории по классу композиции Б. Шехтера, затем Н. Мясковского. «В характере дарования моего нового ученика», — вспоминал Шехтер, — «привлекали прежде всего мелодийность музыкального мышления, имеющая истоками народное, песенное начало, эмоциональность, искренность и непосредственность». К окончанию консерватории Мурадели написал «Симфонию памяти С. М. Кирова» (1938), и с этого времени гражданская тема становится ведущей в его творчестве.
В 1940 г. Мурадели начал работать над оперой «Чрезвычайный комиссар» (либр. Г. Мдивани) о гражданской войне на Северном Кавказе. Это сочинение композитор посвятил С. Орджоникидзе. По Всесоюзному радио прозвучала 1 картина оперы. Внезапно начавшаяся Великая Отечественная война прервала работу. С первых дней войны Мурадели едет с концертной бригадой на Северо-Западный фронт. Среди его патриотических песен военных лет особенно выделились: «Мы фашистов разобьем» (ст. С. Алымова); «На врага, за Родину, вперед»! (ст. В. Лебедева-Кумача); «Песня доваторцев» (ст. И. Карамзина). Он написал также 2 марша для духового оркестра: «Марш ополченцев» и «Черноморский марш». В 1945 г. была завершена Вторая симфония, посвященная советским воинам-освободителям.
В творчестве композитора послевоенных лет особое место занимает песня. Широкую популярность обрели «Партия — наш рулевой» (ст. С. Михалкова), «Россия — Родина моя», «Марш молодежи мира» и «Песня борцов за мир» (все на ст. В. Харитонова), «Гимн Международного союза студентов» (ст. Л. Ошанина) и особенно — глубоко волнующий «Бухенвальдский набат» (ст. А. Соболева). В нем зазвучала до предела натянутая струна «Берегите мир!»
После войны композитор возобновил прерванную работу над оперой «Чрезвычайный комиссар». Ее премьера под названием «Великая дружба» состоялась в Большом театре 7 ноября 1947 г. Эта опера заняла особое место в истории советской музыки. Несмотря на актуальность сюжета (опера посвящена дружбе народов нашей многонациональной страны) и на определенные достоинства музыки с ее опорой на народную песенность, «Великая дружба» подверглась необоснованно суровой критике якобы за формализм в Постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. Спустя 10 лет в Постановлении ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер „Великая дружба“, „Богдан Хмельницкий“ и „От всего сердца“» эта критика была пересмотрена, и опера Мурадели прозвучала в Колонном зале Дома союзов в концертном исполнении, затем она не раз передавалась по Всесоюзному радио.
Важным событием в музыкальной жизни нашей страны стала опера Мурадели «Октябрь» (либр. В. Луговского). Ее премьера с успехом прошла 22 апреля 1964 г. на сцене Кремлевского Дворца съездов. Самое главное в этой опере — музыкальный образ В. И. Ленина. За 2 года до своей кончины Мурадели говорил: «В настоящее время я продолжаю работать над оперой „Кремлевский мечтатель“. Это заключительная часть трилогии, первые две части которой — опера „Великая дружба“ и „Октябрь“ — уже известны зрителям. Мне очень хочется закончить новое сочинение к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Однако эту оперу композитор не смог завершить. Не успел он и осуществить замысел оперы «Космонавты».
Гражданская тема получила претворение и в опереттах Мурадели: «Девушка с голубыми глазами» (1966) и «Москва — Париж — Москва» (1968). Несмотря на огромную творческую работу, Мурадели был неутомимым общественным деятелем: в течение 11 лет он возглавлял Московскую организацию Союза композиторов, принимал активное участие в работе Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами. Он постоянно выступал в печати и с трибуны по различным вопросам советской музыкальной культуры. «Не только в творчестве, но и в общественной деятельности», — писал Т. Хренников, — «Вано Мурадели владел секретом общительности, умел зажигать огромную аудиторию вдохновенным и страстным словом». Его неустанную творческую деятельность трагически оборвала смерть — композитор скоропостижно скончался во время гастролей с авторскими концертами по городам Сибири.
М. Комиссарская
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Мурадели Вано Ильич (24 III (6 IV) 1908, Гори, Грузия — 14 VIII 1970, Томск) — советский композитор. Народный артист СССР (1968). Член КПСС с 1942.
В 1931 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции у С. В. Бархударяна (ранее занимался у В. В. Щербачёва) и по классу дирижирования у M. M. Багриновского. Совершенствовался в Московской консерватории под руководством Б. С. Шехтера, затем Н. Я. Мясковского (1934–38). В 1931–1934 работал в драматических театрах Грузии как композитор и актёр, выступал как дирижёр. В 1942–44 начальник и художественный руководитель Центрального ансамбля Военно-Морского флота СССР. В 1939–48 председатель Музыкального фонда СССР. В 1959–70 председатель правления Московского отделения CK РСФСР.
Мурадели — один из видных представителей советской музыкальной культуры, автор значительных произведений в разных музыкальных жанрах. Для Мурадели характерны гражданственная направленность, публицистическая заострённость, внимание к проблемам современности.
Революционным событиям посвящены оперы «Великая дружба» (1947) и «Октябрь» (1962). В опере «Октябрь» композитор попытался воплотить некоторые черты образа В. И. Ленина вокальными средствами. Победе советского народа над фашизмом посвящена 2-я симфония (Сталинская премия, 1946).
Широкую популярность завоевали песни Мурадели (Сталинская премия, 1951), в т. ч. «Гимн Москве», «Гимн Международного союза студентов», «Партия — наш рулевой», «Песня о Ленине», «Песня борцов за мир» (1-я премия на Международном конкурсе в Будапеште, 1950), «Песня молодёжи», «Марш молодёжи мира», «Дружба всего дороже», «Россия — родина моя» и «Бухенвальдский набат».
Актуальным проблемам современности посвящены оперетты Мурадели, поставленные во многих театрах Советского Союза. Автор рецензий и статей по различным вопросам советской музыкальной культуры.
Сочинения:
оперы — Великая дружба (1947; 2-я ред., 1960), Октябрь (1961, конц. исп.; 1964, Большой т-р); оперетты — Девушка с голубыми глазами (1966), Москва-Париж-Москва (1968); для солистов, хора и оркестра — Песенная здравица (1941), Четверть века золотого (1942), Гимн Ленинграду (1944), Путь победы (1950), кантата «Навеки вместе» (1959), песня-кантата «С нами Ленин» (1960); для оркестра — 2 симфонии (1938, посв. памяти С. М. Кирова; 1945) и др.; для голоса и фортепиано — вокальный цикл «Горийские песни» (1946); романсы; песни (ок. 300); хоры; музыка к драм. спектаклям и фильмам.
Литература: Сеженский К., Вано Мурадели, М., 1962.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.