
Николаев Леонид Владимирович (1 (13) VIII 1878, Киев — 11 X 1942, Ташкент) — русский советский пианист, композитор и педагог. Народный артист РСФСР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Член КПСС с 1939.
Учился у В. В. Пухальского (фортепиано) и Е. А. Рыб (теория музыки) в Киевском музыкальном училище (1887–97), у В. И. Сафонова (фортепиано) в Московской консерватории, которую окончил как пианист в 1900 и как композитор в 1902 (классы С. И. Танеева, М. М. Ипполитова-Иванова).
Дебютировал как пианист в Москве в 1900 в Кружке любителей русской музыки, был активным его членом; участвовал также в московских «Музыкальных выставках» — киевских (1904) и петербургских Вечерах современной музыки (1907) и др.
В 1904–06 концертмейстер в Большом театре, одновременно преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, в 1906–09 — в Московской народной консерватории. В 1909–42 вёл классы фортепиано и композиции (с 1923) в Петербургской (Ленинградской) консерватории (с 1912 профессор).
Для исполнительской манеры Николаева-пианиста были характерны техническая свобода, ясность замысла, логичность и уравновешенность, изящество и ювелирная отделка деталей, глубина проникновения в авторский замысел. Концертировал главным образом в Москве, Киеве и Петербурге. В репертуаре — собственные сочинения, произведения Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Франка, М. Равеля, К. Дебюсси, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, А. С. Аренского, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова; был одним из первых пропагандистов творчества С. С. Прокофьева, Н. К. Метнера.
В своём композиторском творчестве Николаев был продолжателем русских классических реалистических традиций; его сочинения (соната для фортепиано и скрипки, 2 струнных квартета и др.) отличаются мелодичностью, хорошо разработанной фактурой, мастерством полифонического письма, ясностью мысли. Ему принадлежат также вокальные произведения, транскрипции, обработки и переложения.
Педагогическая деятельность Николаева воплотила наиболее плодотворные тенденции русской пианистической школы. Он создал собственное направление, получившее в музыкально-педагогической практике название «николаевской школы». Педагогический метод Николаева был основан на тщательном научном анализе причинности явлений пианистического искусства, их обобщении и систематизации. Игру его учеников характеризует мужественный тон, драматическая насыщенность и высокое технической мастерство.
Николаев воспитал плеяду разносторонне образованных, художественно мыслящих музыкантов. Среди учеников (класс Николаева окончило более 150 человек) — Д. Д. Шостакович, В. В. Софроницкий, М. В. Юдина, С. И. Савшинский, И. М. Рензин, А. Д. Каменский, П. А. Серебряков, Н. Е. Перельман, B. X. Разумовская, Г. М. Бузе, М. Р. Бреннер; в числе учеников по композиции — В. М. Дешевов, А. А. Крейн, Г. Н. Попов, Е. Э. Жарковский.
Сочинения: Несколько слов об исполнительстве, «СМ», 1935, No 7–8; Из бесед с учениками, в сб.: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, М. — Л., 1966; Из воспоминаний, в сб.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966, и др.
Литература: Гримих К., Концерт Ленинградских пианистов школы Л. В. Николаева, «Музыка и революция», 1927, No 4; Дельсон В., Л. В. Николаев, «СМ», 1935, No 7–8; его же, Владимир Софроницкий, М., 1959, с. 6–7; Альшванг A., Советские школы пианизма. Очерк 4-й. Школа Леонида Николаева, «СМ», 1939, No 7; Савшинский С, Леонид Николаев, Л. — М., 1950; Хентова С., Шостакович — пианист, Л., 1964, с. 17–22, 48–51, 53–54; ее же, вступ. ст., в сб.: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, М. — Л., 1966; Богданев-Березовский В. Дороги искусства, (Воспоминания), Л., 1971.
В. И. Рензин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.