Николай Николаевич Озеров

Дата рождения
15.04.1887
Дата смерти
04.12.1953
Профессия
Тип голоса
тенор
Страна
Россия, СССР
Николай Николаевич Озеров

Озеров Николай Николаевич (3 (15) IV 1887, с. Спас-Утешенье, ныне в черте г. Рязань — 4 XII 1953, Москва) — советский певец (драматический тенор). Народный артист РСФСР (1937).

Пению обучался в Казанском музыкальном училище. В 1910 окончил юридический факультет Московского университета, одновременно брал уроки пения у А. М. Успенского и занимался на оперных курсах РМО (1909–13). С 1912 выступал в различных театрах, в т. ч. в 1918 пел в театре Московского совета рабочих депутатов (бывший Оперный театр Зимина). В 1919–24 принимал участие в спектаклях Музыкальной студии МХТ, где исполнял партию Анж Питу в оперетте «Дочь мадам Анго» Лекока. В 1920–46 солист Большого театра.

Искусство Озерова отличали высокое вокальное мастерство, прекрасные природные данные, сценическая одарённость, тонкий вкус большого художника. Среди лучших партий — Садко, Гришка Кутерьма, Отелло, др. партии — Герман; Голицин («Хованщина»), Хозе, Радамес; Канио («Паяцы»), Самсон; Вальтер («Мейстерзингеры», 1-й исполнитель в Большом театре, 1929), Каварадосси (1-й исполнитель в Большом театре, 1930). В 1947–53 преподавал в Московской консерватории (с 1948 профессор).

Сочинения: Оперы и певцы, М., 1964.

Литература: Слетов В., Н. Н. Озеров, М. — Л., 1951.

В. И. Зарубин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Родился в семье священника. С восьми лет обучался музыкальной грамоте под руководством отца. Учился в Рязанском духовном училище, с 14 лет — в семинарии, где пел в хоре и играл на скрипке в семинарском, а позднее в местном любительском оркестре (брал уроки скрипки у Наватного). В 1905–07 учился на медицинском, затем юридическом факультетах Казанского университета и одновременно обучался пению в местном Музыкальном училище.

В январе 1907 его пригласил Ю. Закржевский в свой оперный кружок на вторые партии. В том же году перевелся в московский университет (юридический факультет), одновременно брал уроки пения у А. Успенского (до 1910), затем у Г. Алчевского, а также посещал оперно-музыкальные классы РМО (1909–13). Окончив университет в 1910, совмещал службу в судебной палате с занятиями на курсах, выступал в концертах. В 1907–11 работал скрипачом в симфонических и театральных оркестрах.

В 1912 впервые выступил с сольным концертом в Малом Зале Московской консерватории. В том же году дебютировал в партиях Германа («Пиковая дама») и Синодала в передвижной оперной труппе. В 1914–17 жил во Владимире, где служил судьей. В 1917 выступал в основанном режиссером П. Олениным московском оперном театре «Алтар» («Малая опера»), где дебютировал в партии Рудольфа («Богема»).

В 1918 пел в театре Московского Совета рабочих депутатов (быв. Опера С. Зимина), в 1919 — в театре Художественно-просветительского союза рабочих организаций (ХПСРО). В этот период готовил партии Альмавивы («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Канио, Гофмана под рук. режиссера Ф. Ф. Комиссаржевского и вокального педагога В. Бернарди.

В 1919–46 солист московского Большого театра (дебютировал в партиях Альмавивы и Германа, в последней заменил заболевшего А. Боначича) и одновременно (до 1924) выступал в спектаклях «Музыкальной студии» при МХАТе (в частности, партия Анж Питу в оперетте «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока), где работал под рук. B. Немировича-Данченко.

Обладал гибким, сильным, хорошо обработанным голосом «бархатистого» тембра, высокой музыкальной культурой, сценическим дарованием. С легкостью преодолевал технические трудности. Репертуар певца включал 39 партий (в т. ч. лирические и драматические). Создавая образ, следовал замыслу композитора, не выходил из авторского рисунка роли.

1-й исполнитель партий: Грицько («Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, ред. и инструментовка Ю. Сахновского); в Большом т-ре — Вальтера Штольцинга («Нюрнбергские мейстерзингеры»), Каварадосси («Тоска»). Лучшие партии: Герман («Пиковая дама», в исп. этой партии продолжил традиции И. Алчевского; выступил св. 450 раз), Садко, Гришка Кутерьма, Самозванец, Голицын («Хованщина»), Фауст («Фауст»), Отелло («Отелло» Дж. Верди), Герцог («Риголетто»), Радамес, Рауль, Самсон, Канио, Хозе («Кармен»), Рудольф («Богема»), Вальтер Штольцинг. Др. партии: Финн, Дон Жуан («Каменный гость»), Левко («Майская ночь»), Вакула («Ночь перед Рождеством»), Лыков, Андрей («Мазепа» П. Чайковского); Арлекин; Вертер, Пинкертон, Кавалер де Грие («Манон»), Лоэнгрин, Зигмунд.

Партнеры: А. Богданович, М. Максакова, С. Мигай, А. Минеев, А. Нежданова, Н. Обухова, Ф. Петрова, В. Политковский, В. Петров, П. Тихонов, Ф. Шаляпин. Высоко оценив талант артиста, Шаляпин пригласил его в 1920 участвовать в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини («Зеркальный театр» сада «Эрмитаж»). Пел п/у Н. Голованова, C. Кусевицкого, А. Мелик-Пашаева, В. Небольсина, А. Пазовского, В. Сука, Л. Штейнберга.

Часто выступал с сольными программами в Большом зале Московской консерватории, в симфонических концертах (оратории, Реквием В. А. Моцарта, Реквием Дж. Верди; в 1928 п/у О. Фрида — 9-я симфония Л. Бетховена).

Камерный репертуар певца включал произведения К. В. Глюка, Г. Ф. Генделя, Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Василенко, Ю. Шапорина, А. Давиденко. Гастролировал с концертами в Ленинграде, Казани, Тамбове, Туле, Орле, Харькове, Тбилиси, в Латвии (1929).

В период Великой Отечественной войны был председателем военно-шефской комиссии Большого театра, выступал перед бойцами Красной Армии.

С 1931 вел педагогическую деятельность в Большом театре (с 1935 возглавлял Оперную студию, среди его учеников — С. Лемешев). В 1947–53 преподавал в Московской консерватории (с 1948 профессор, 1948–49 декан национальных студий консерватории, 1949–52 декан вокального факультета, 1950–52 и. о. зав. кафедрой сольного пения). Среди его учеников — Вл. Попов.

В 1939 был членом жюри 1-го Всесоюзного конкурса вокалистов в Москве. Вел активную музыкально-общественную работу — член художественного совета Большого театра, квалификационной комиссии, комиссии по награждениям при ЦК профсоюзов. С 1940 зам. пред. экспертной комиссии (с 1946 председатель по вопросам муз. искусства при Министерстве высшего образования СССР, с 1944 был председателем вокальной комиссии ВТО и директором Дома актера.

Записывался на грампластинки. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1937). Создан диафильм «Династия Озеровых» (1977, автор Л. Вильвовская).

Сочинения: Чувство художественной правды // Театр. 1938. № 12. С. 143–144; Учителя и ученики // Огонек. 1951. № 22. С. 5–6; Великий русский певец: К 80-летию Л. В. Собинова // Веч. Москва. 1952. № 133. С. 3; Уроки Шаляпина // Федор Иванович Шаляпин: Статьи. Высказывания. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. — М., 1980. Т. 2. С. 460–462; Оперы и певцы. — М., 1964; Вступ. статья к кн.: Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия. — М., 1968; рукописи — Памяти Л. В. Собинова; О книге «Научные основы постановки голоса»; О работе К. С. Станиславского и Вл. И. Немеровича-Данченко в музыкальном театре. — в ЦГАЛИ, ф. 2579, оп. 1, ед. хр. 941; статьи по методике и вокальной педагогике — в РО ЦНБ СТД.

Литература: Эpманс В. Путь певца / / Сов. искусство. 1940. 4 июля; Шевцов В. Путь русского певца // Веч. Москва. 1947. 19 апр.; Пирогов А. Многогранный артист, общественный деятель // Сов. артист. 1947. № 12; Слетов В. Н. Н. Озеров. — М.; Л., 1951; Денисов В. Дважды заслуженный // Моск. правда. 1964. 28 апр.; Он выступал с Шаляпиным // Веч. Москва. 1967. 18 апр; Тюрина М. Династия Озеровых // Сов. культура. 1977. № 33; Шпиллеp H. Николай Николаевич Озеров // Сов. артист. 1977. 15 апр.; Рябова И. Н. Н. Озеров // Ежегодник памятных музыкальных дат. 1987. — М., 1986. С. 41–42.

реклама

вам может быть интересно

Чарли Паркер Инструменталисты

рекомендуем

смотрите также

Реклама