Римский-Корсаков. Симфониетта на русские темы

Sinfonietta on Russian Themes (a-moll), Op. 31

Композитор
Год создания
1885
Жанр
Страна
Россия
Константин Коровин. «Северная идиллия», 1886

Работа над Симфониеттой и «Сказкой» началась одновременно, летом 1879 года. Первый замысел реализовался сначала в форме четырехчастного Струнного квартета на русские темы с программными подзаголовками («В поле», «На девичнике», «В хороводе», «В монастыре»), но при проигрывании на репетиции квартетного собрания сочинение не удовлетворило автора и не было им допущено к публичному исполнению. Летом 1880 года параллельно с окончанием и инструментовкой «Сказки» и сочинением «Снегурочки» Римский-Корсаков занимался инструментовкой первых двух частей квартета, летом 1884-го работа была продолжена, и результатом ее стала Симфониетта ля минор.

Симфониетта продолжает линию Увертюры на русские темы как в плане жанровом (сочинение с программой необъявленной, но заданной народными темами), так и в складе оркестрового письма (тип партитуры глинкинский по ясности, прозрачности красок). Но если в Увертюре композитор брал народные темы в балакиревских обработках, то в Симфониетте он использовал собственный опыт творческого осмысления народного искусства. Во второй половине 70-х годов, в процессе составления двух песенных собраний им был выработан индивидуальный стиль интерпретации интонационных, ладовых, структурных закономерностей национального фольклора. В Симфониетте стиль обработок вступает во взаимодействие с иными тенденциями творчества композитора этого периода — тяготением к классически ясной форме, к развитию принципов сонатности, к насыщению ткани имитационно-полифоническим движением. Как и в сборнике «100 русских народных песен», откуда взяты почти все темы Симфониетты, предпочтение отдается песням обрядовым и игровым: именно они определяют образный строй сочинения и его инструментальный колорит, нередко связанный с воплощением «идеальных» звучаний народных инструментов или их ансамблей.

Симфониетта — одно из совершеннейших созданий композитора. Как и «Сказка», она является симфонической вариацией на тему «Снегурочки», но если «Сказка» соотносится с образами народных поверий и ее герои — потаенные обитатели лесов и вод, то Симфониетта — это образы народного быта не в этнографических или исторических, а в идеально-прекрасных его формах, своего рода пастораль или «северная идиллия», как на картине Константина Коровина, близкой музыке Римского-Корсакова своей элегически-свирельной интонацией. Характерны ладовое наклонение Симфониетты — мягкий, «элегический» минор, тип фактуры — виртуозное плетение орнаментальных подголосков, тип интонационности — «мерцающие» пентатонические попевки, наконец, тип инструментального письма — опора на струнную группу, интонирование многих тем сольными тембрами деревянных духовых, валторны или их «хорами», тип формы — сонатная с неконтрастными темами и лаконичными, вариационного характера разработками.

Исследователями отмечено, что в ряде случаев Римский-Корсаков дает темам иное художественное освещение, чем в собственных обработках в сборнике, однако важно подчеркнуть, что изменения эти не произвольны: они обусловлены программой каждой части, которая, в свою очередь, выведена из жанра и содержания песен. Особенно глубоко претворено такое соответствие в медленной части, «На девичнике», которая вся построена на песнях свадебного цикла и создает столь цельный образ народного обряда, сколь это возможно в чисто инструментальной форме.

М. Рахманова

Иллюстрация: Константин Коровин. «Северная идиллия», 1886

реклама

вам может быть интересно

Плач о героях Симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама