Среди произведений тонального периода в творчестве Арнольда Шёнберга особенно выделяется кантата «Песни Гурре» (нем. Gurre-Lieder, без опуса) на текст датского поэта Енса Петера Якобсена в немецком переводе Р. Ф. Арнольда.
В основном она была написана в 1900 году, однако оркестровку Шёнберг завершил лишь в 1911 году, уже после создания первых произведений, основанных на совершенно иных эстетических и технических принципах.
Премьера «Песен Гурре», состоявшаяся в Вене 23 февраля 1913 года под управлением Франца Шрекера, друга Шёнберга, оказалась триумфальной. Но автор кантаты почти не обратил внимания на самый крупный, как позже оказалось, композиторский успех своей жизни и даже не захотел выйти к бурно аплодировавшей публике. С огромным трудом его заставили появиться на эстраде, где он, по-прежнему не замечая аудитории, лишь поблагодарил исполнителей.
Причиной этого, по его признанию, служила уверенность, что люди, устроившие ему овацию, не последуют за ним на уже начавшемся пути дерзновенного новаторства. То, что одобряли восторженные слушатели, для самого Шёнберга было уже перевернутой страницей.
Поэма Якобсена, положенная в основу «Песен Гурре», повествует о трагической любви датского короля Вальдемара к прекрасной девушке Тове, умерщвленной по приказу его жены, ревнивой королевы Хедвиги. Таким образом, в произведении Шёнберга еще раз разрабатывается традиционный романтический мотив любви и смерти.
Кантата отличается грандиозностью общего замысла и вместе с тем филигранной отделкой каждой мельчайшей детали. Монументальность в ней органически сочетается с предельной утонченностью, что характерно для многих шедевров позднеромантической музыки. Произведение впечатляет необычной щедростью композиторской фантазии, богатством фактуры, психологической глубиной гармонии. В нем использованы все мыслимые исполнительские силы: огромный оркестр, три мужских и один смешанный хор, пять певцов-солистов и декламатор – Рассказчик.
Лишь связанные со сложным исполнительским аппаратом огромные трудности, превращающие каждое исполнение кантаты в событие музыкальной жизни, не дают ей сравняться в популярности с «Просветлённой ночью». Ее музыкальный язык лишен новаций, начинающихся с «Пеллеаса и Мелизанды». Как и в ор. 4, здесь ощущается спектр влияний, синтезируемый в индивидуальный стиль, далекий, однако, от того стиля, который в дальнейшем будет представлять наиболее принципиальные творческие завоевания композитора.
Тем не менее, если бы «Песням Гурре» довелось замкнуть творческую эволюцию Шёнберга, он все равно вошел бы в историю музыки. Для этого хватило бы уже созданных им произведений, доступных восприятию достаточно широкой аудитории и находящихся на высочайшем уровне мастерства и вдохновения. Возможно даже, что в таком случае его композиторская репутация в наши дни оказалась бы гораздо более высокой — по крайней мере, в глазах многих любителей музыки, которым недоступен язык его поздних сочинений.
Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.
• Характеристика творчества Шёнберга