Арнольд Шёнберг. Струнный секстет «Просветлённая ночь»

Композитор
Год создания
1899
Жанр
Страна
Австрия
Арнольд Шёнберг. Портрет работы Рихарда Герстля, 1906

Первым произведением, привлекшим широкое внимание к имени Арнольда Шёнберга как композитора, оказался струнный секстет «Просветлённая ночь» (нем. Verklärte Nacht), op. 4 (1899) (это произведение чаще звучит в авторском переложении для струнного оркестра), программой для которого послужило одноименное стихотворение немецкого поэта Рихарда Демеля.

Содержание стихотворения, точно отраженное в произведении Шёнбер­га, следующее: два человека, женщина и мужчина, идут рядом в холодную лунную ночь; женщина признается в измене; мужчина прощает ее и говорит слова утешения; души обоих сливаются в пантеистическом переживании зимнего пейзажа.

В секстете легко обнаруживаются вли­яния Вагнера и Листа, Малера и Рихарда Штрауса, Чайковско­го; тех элементов стиля, которые позже определят творческое лицо самого Шёнберга, еще совершенно не видно. Однако не следует торопиться с упреками в эклектичности, несамостоя­тельности. На самом деле перед нами уникальное явление: в музыкальном языке секстета удивительным образом осуществ­лен органичный синтез великих романтических стилей второй половины XIX века — произведение отнюдь не превращается в дивертисмент разных композиторских почерков. К тому же в «Просветлённой ночи» Шёнберг уже выступает во всеоружии мастерства.

Сочинение отличается совершенством формы, романтической одухотворенностью, сочетающейся с психоло­гической глубиной, оно демонстрирует необычайную щедрость фантазии: в бесконечном мелодическом развертывании прохо­дят чередой темы лирико-декламационного склада, одна лучше другой.

Показательно, что великий немецкий дирижер Виль­гельм Фуртвенглер, ставивший под сомнение значительность таланта Шёнберга и в 20-е годы не проявивший большого рве­ния в пропаганде его симфонических произведений (к неудо­вольствию их автора), только «Просветлённой ночи» не отка­зывал в гениальности. И по сей день она принадлежит к числу наиболее часто исполняемых сочинений Шёнберга.

В «Просветлённой ночи» прозвучал прекрасный «заклю­чительный аккорд» немецкой музыки XIX века (в 1899 году!). В произведениях Шёнберга, непосредственно следующих за ор. 4, с очевидностью проглядывают экспрессионистские черты, резко возрастает напряженность музыкального языка, которая отражает предгрозовую атмосферу лет, предшествовавших Первой мировой войне.

Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

Характеристика творчества Шёнберга

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама