Неудавшийся полёт ласточки

Пуччиниевский фестиваль в Башне у озера

Нынешний фестиваль — уже пятьдесят третий по счету. Еще не так давно афиша фестиваля представляла пару названий. Ныне замахивается на четыре. Прокатываются постановки минувших лет, но есть две премьеры: «Мадам Баттерфляй» и «Ласточка», настоящий раритет.

«Ласточка» задумывалась как оперетта, и первоначальное либретто писали два венских автора, один из которых был непосредственно причастен ко второму мировому успеху Франца Легара, оперетте — «Граф Люксембург». Пуччини быстро осознал, что жанр оперетты совершенно не в его натуре. Так после долгой и трудной работы «Ласточка» превратилась в лирическую оперу. Даже неспециалисты узнают в ней близкую родственницу вердиевской «Травиаты»: красивая и молодая Магда, любовница банкира Рамбальдо (действие, естественно, начинается в Париже), влюбляется в молодого провинциала Руджеро и, не открыв ему своего настоящего имени и положения, пытается начать чистую и тихую жизнь вдали от шумного света (но, забравшись подальше от Альфреда и Виолетты, на Лазурном Берегу). Возникают материальные затруднения. Руджеро просит у родных согласия на брак с Полетт (Магдой), та, читая письмо матери возлюбленного, чувствует себя неготовой к буржуазному образу жизни, тем временем Рамбальдо находит ее и, подарив кошелек с деньгами, заверяет, что будет ждать ее. Тем временем Руджеро получает анонимную телеграмму, из которой узнает правду о Магде, и не в силах вынести разочарования, покидает ее.

Таков финал так называемой четвертой (1921) версии «Ласточки», которую и выбрали в Торре-дель-Лаго. Пуччини, не вполне удовлетворенный своей работой, продолжал шлифовать партитуру: из печати вышли три различающиеся между собой «Ласточки» (сам автор предпочитал третий вариант). Различаются и сценические версии оперы.

Два года назад «американскую» оперу Пуччини «Девушка с Запада» поставил американский художник Налл. Ныне он возвращается в Торре-дель-Лаго, чтобы оформить и «одеть» «Ласточку».

«Рама», задуманная Наллом для «Ласточки», проста и легка. Незагруженное пространство, по три справа и слева расписанные панели-кулисы: цветы и ласточки, три доминирующих цвета, белый и черный и палевый, в Италии именуемый «цвет шампанского». Все элегантно и чуть легкомысленно, как сама Магда, как ее салон. На большой белый задник проецируются девочки-куклы, сидящие за накрытым столом: чашки украшены изображением ласточки. Именем ласточки, легкой и прелестной птички, называют Магду, и, подобно ласточке, вспорхнет она к солнцу, к небу. Но так же быстро прекратится ее полет. Бал в парижском зале Бюллье полыхает самыми яркими, если не ядовитыми цветами: зеленым, красным, желтым, малиновым, на повернувшихся кулисах возникают изображения роскошных цветов. Иллюзия праведной и безмятежной жизни: последний поворот кулис — и вот они, средиземноморские пинии. Но белый задник не дает забыться: на нем появляется лежащая, словно сломанная и брошенная, кукла. Похороненная мечта.

Молодой режиссер Лоренцо Амато много работал на телевидении и в первый раз сталкивается с оперой. Его «Ласточка» не откровение. Он стремится рассказать историю, а не поразить, перевернув все с ног на голову. Как и Налла, его ведет за собой образ ласточки: Магду и Руджеро словно дублирует пара танцовщиков с нарисованными на грациозных светлых телах птичьими крыльями. В заключительном акте «ласточки» ввозят на сцену клетку: она предназначена для Магды. Символ удобного и бесполетного существования. В птичьей клетке, издавая меланхолическое «ах!», она покинет сцену. История заканчивается...

Подобно многим мероприятиям подобного типа, в Торре-дель-Лаго можно услышать певцов прекрасных, достойных, а также непонятно почему выбравших для себя это занятие. «Ласточку» в Торре-дель-Лаго исполняют дйствительно хорошо: редкий на сегодняшний день случай! Заслуга двух очаровательных певиц: Светлы Вассилевой («ласточка» Магда) из Болгарии, Майи Дашук (ее камеристка Лизетта) из России. Обе и собой хороши, и прирожденные актрисы, и вокалистки отменные! Мужчины несколько отступают в тень ради прекрасных дам, но также заслуживают признания: Эмануэле Джаннино в роли возлюбленного Лизетты поэта Прюнье — пример подлинного идеального сплава вокального и актерского искусства, Марцио Джосси, элегантный и вальяжный в роли банкира Рамбальдо, и наконец Фабио Сартори — предмет любви «ласточки», Руджеро, голос большой и красивый, темновато окрашенный. Удивительной гармонии достигают Вассилева и Сартори в дуэтах, но в сольных эпизодах певец часто «пережимает». Дирижирует спектаклем художественный руководитель фестиваля Альберто Веронези. Нельзя не сказать, что его интерпретацию отличает обобщенность без ярких красок и деликатных линий.

Стоит ли добавалять, что в вечер премьеры в Торре-дель-Лаго обрушился дождь, поставивший под угрозу спектакль, что театр был полон, что на спектакле присутствовали великая певица Ренато Скотто и министр Джулиано Амато (отец режиссера), в антракте фотографы нащелкивали снимки, после спектакля был организован лукулловский ужин, а каждой даме подарили по красной розе. Как и подобает премьере, «Ласточка» в Торре-дель-Лаго не только музыкальное, но и светское событие.

реклама