20 июля отметила свой юбилей кинорежиссер Татьяна Михайловна Лиознова. Удивительно, но будучи создателем таких всенародноизвестных и любимых фильмов, как «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны», она не стала, как теперь говорят, медийным лицом. Никто ее на улицах не узнавал и не узнает, никто бесконечно не приглашал к участию в популярных программах. Татьяна Лиознова сумела уберечься от всенародной славы, сняв всенародно любимые фильмы. Теперь она совсем не появляется в публичных местах, не работает в кино. Последний ее фильм вышел в 1986 году — «Конец света с последующим симпозиумом». Былого успеха у публики, сопутствовавшего ее картинам, он не имел, и, может, тогда Лиознова, обладающая трезвым умом, поняла, что пришла пора сделать паузу. Как и предыдущая лента «Мы, нижеподписавшиеся», сделан ее последний фильм для телевидения. Так что «Карнавал» (1981) с Ириной Муравьевой в главной роли стал для Лиозновой последней кинокартиной большого формата.
Родилась Татьяна Михайловна в Москве. Училась в авиационном институте, правда, совсем недолго, а потом пошла во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вставал вопрос даже об ее отчислении, поскольку показалась она студенткой не вполне пригодной для режиссерской профессии. Но она проявила стойкость и волю и сумела доказать, на что способна. Не зря ее всю жизнь называли железной леди советского кино (на что она отвечала: «Я — не леди!»). Работала Лиознова у Сергея Герасимова помощником режиссера по актерам, многих ныне прославленных артистов именно она привела на съемочную площадку. Инна Макарова вспоминает, как «Кармен», поставленная Лиозновой во ВГИКе, где будущая Любовь Шевцова — Макарова сыграла заглавную роль, определила многое в ее актерской судьбе. После этой работы Макарову и пригласил Герасимов в «Молодую гвардию», а танец, который она исполняла в «Кармен», вошел в прославленный фильм о молодогвардейцах. Татьяна Лиознова всегда улавливала в актерах нечто особенное, даже не связанное с одной лишь профессиональной спецификой и талантом. Она схватывала человеческую суть. Поэтому такие роскошные и, может быть, лучшие свои роли, исполнили у нее Татьяна Доронина и Олег Ефремов в фильме «Три тополя на Плющихе». А как и какой появилась Клара Лучко в «Мы, нижеподписавшиеся» и вообще каким получился этот фильм, поставленный по пьесе Александра Гельмана, для многих проходивший под грифом «производственный», — особый разговор. Вдруг стала эта пьеса человеческой, обрела проникновенность, которой, казалось, напрочь лишена. Лиознова не искала проторенных путей, шла к цели смело, поражая неожиданностью результата.
Закончила ВГИК она с отличием, о профнепригодности никто больше не вспоминал. Ее взяли на Киностудию имени М.Горького, но почему-то быстро уволили. И все последующие годы гордились причастностью к ее творческой судьбе. Зато была работа с Герасимовым, в картинах которого она выполняла обязанности второго режиссера, и не только. В сущности, Лиознова прошла ступенчатый путь к вершинам режиссерской профессии, в отличие от нынешних молодых и скороспелых, которые часто нарасхват еще на студенческой скамье, когда и делать ничего толком не умеют. Но их уже растаскивают по сериалам, уничтожая на корню зачатки режиссерской профессии.
Татьяна Лиознова и сама преподавала во ВГИКе, вела мастерскую совместно со Львом Кулиджановым. Один из ее учеников, Андрей Эшпай, говорит, что она учила создавать кино на том, что нельзя, ведь именно на «нельзя» многое можно построить. Это подтверждает ее собственный триумфальный путь в кино.
27 августа в День российского кино, который будет отмечаться в рамках кинофестиваля «Московская премьера», пройдет праздничное мероприятие в честь юбилея Татьяны Лиозновой. Совсем скоро появится многосерийный фильм Сергея Урсуляка «Исаев» о молодых годах знаменитого разведчика, и он наверняка бы не появился на свет, если бы не было «Семнадцати мгновений весны» с ее незабываемым Штирлицем — Тихоновым. А сами «Мгновения» недавно подверглись «расцвечиванию». Новую копию в цвете сильно ругали, а Лиознова фильм приняла, увидев в нем продление жизни самой легендарной из своих лент.
Евдокия Кисилева