«Лисичка. Любовь». Трёхлеткам вход разрешен

Фото: Елена Лапина

В День святого Валентина специальную праздничную программу московской молодёжи предложил Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац. 14 февраля на Большой сцене состоялась постановка по известной опере чешского композитора Леоша Яначека «Приключения лисички-плутовки». Дирижёр-постановщик — Евгений Бражник, режиссёр-постановщик — Георгий Исаакян.

Признанная мировой классикой, опера Яначека – редкая гостья российских музыкальных театров. В далёком 1989 году «Лисичку» поставили в Свердловске… и быстро забыли. А вспомнили о ней лишь спустя 26 лет! Зато премьера состоялась сразу в двух театрах столицы. Ценно то, что в России возобновляется интерес к музыке чешского композитора. Важно и то, что для некоторых слушателей знакомство с ней происходит уже в детском возрасте.

В театре Наталии Сац премьерная постановка оперы прошла в октябре 2015 года, в юбилейный сезон. Но поскольку главная тема «Лисички» оказалась созвучна концепции праздника влюбленных, спектакль повторили вновь. Режиссёр считает, что опера поднимает глубокие философские темы, ещё недоступные совсем маленьким слушателям, потому она обращена к более взрослой аудитории – подросткам, молодым людям. «„Лисичка“ — не для трёхлеток» — так он заявляет. Отсюда и смена названия — «Лисичка. Любовь.», и возрастной ценз «12+».

В новостной ленте на официальном сайте театра написано, что «14 февраля в театре Наталии Сац в зале будут только влюблённые». Сразу оговорим: никаких влюблённых пар в массовом порядке в зале не наблюдалось. Контингент театра остался таким же, как и в привычные дни — преимущественно детским, причём с уклоном в сторону «12-». Таким образом, на «взрослую сказку» пришли маленькие гости. Мог ли режиссёр предугадать такой ход событий и как-то заранее среагировать на него? Да и, не вдаваясь в подробности сюжета, такая ли уж взрослая получилась постановка, какой её считает режиссёр?

В спектакле Исаакяна много впечатляющих эффектов.

Для имитации хаотичного движения мошек артисты потряхивают в руках палку, к которой прикреплена блестящая ткань в форме лепестков. А для изображения летающего Комара к тросу подвешен певец. Сквозь сцену на глазах у зрителей «прорастают» цветы: сделанные из резинового материала, они тут же надуваются и достигают таких масштабов, что герои «Лисички» словно в джунглях. Были в постановке и настенные проекции с изображениями времён года, и гигантских размеров бабочки, сооружённые из искусственных материалов на длинном наконечнике, и многое другое. Всё это, несомненно, будоражит детское сознание.

Юмористические сцены, эффектные костюмы также произвели впечатление на маленькую аудиторию. Наряды артистов — простые, правдоподобные. Удачно облачение главной героини: рыжее платье и такого же цвета кудрявый парик. Для изображения лесных зверей на головах артистов были ушки-ободки. Порой хватало одной детали, чтобы понять, что за герой на сцене. К примеру, артист надел круглые очки — и все узнали в нём учителя.

Сценические движения тоже помогали зрителям узнавать персонажей. Ведь мы имеем дело с животным миром, и у каждого из них свои характерные повадки. Потому Лягушонок в спектакле сидел в естественной для настоящей лягушки позе, Зайцы скакали по сцене, а Лисичка грациозно передвигалась.

Некоторые артисты играли в опере сразу двух персонажей: один герой был из мира людей, а второй — его двойник — из мира животных.

Такова задумка композитора, который хотел подчеркнуть параллель человеческого мира с миром лесным. Поэтому артист Сергей Петрищев попеременно появлялся на сцене то в образе Учителя, то в образе летающего Комара, Юрий Дейнекин одним движением руки – снятием с головы шапки-маски – превращался из Барсука в Пастора, Андрей Панкратов играл Пасека и Дятла, а Людмила Бодрова прекрасно вживалась в образы и Жены Егеря, и Совы. Эта идея реализована и с хором. Дети были вовлечены в игру: по костюмам и характерным жестам они угадывали очередного героя.

От выбора ведущих артистов очень часто зависит успех постановки. Главная находка спектакля – Вера Азикова, исполнившая Лисичку-плутовку. Актёрская игра убедительная, мимика живая, выразительная, сценические движения – раскрепощённые. Все вокальные номера спеты идеально чисто, с ясной дикцией. Перед нами органичный образ. Как говорится – «ни убавить, ни прибавить».

Очарованная артистизмом Азиковой публика горячее всех приветствовала её на поклонах.

Под стать Вере/Лисичке – Юлия Макарьянц, исполнившая партию Лиса Златогривека. Однако в некоторых моментах Лису не хватало большей свободы и ясной дикции, отчего верхние ноты звучали плоско. Ярким было выступление Дениса Болдова (Егерь), который продемонстрировал публике многообразие чувств и эмоций – от бытовых реплик до лирико-драматических монологов.

Сквозной линией через всю оперу проходит любовь. В «Лисичке» представлены разнообразные оттенки этого чувства: жертвенная родительская, безответная и взаимная между мужчиной и женщиной, дружеская, любовь к природе, животным, жизни. Да, ребёнку вряд ли понятны многие философские аспекты оперы, как, например, заложенная в ней идея цикличности жизни. Но разве ребёнок не знаком ни с одним из проявлений любви?

Любовь не имеет целевой аудитории или возрастных границ — она для всех.

Утверждение постановщиков, что «получился совсем недетский спектакль», весьма спорно. Постановка Георгия Исаакяна с впечатляющими взор декорациями, персонажами в ярких костюмах и присутствующим в опере незатейливым юмором получилась занимательной даже для самых маленьких. А поскольку само содержание оперы затрагивает глубокие философские темы, «Лисичка» актуальна и для более взрослой аудитории.

Фото: Елена Лапина

реклама