Акс, Эмануэль (англ. Emanuel Ax; род. 8 июня 1949, Львов) — американский пианист.
Еще в середине 70-х годов молодой музыкант оставался совершенно неизвестным широкой публике, хотя всячески пытался обратить на себя внимание. Юные годы Акса прошли в канадском городе Виннипеге, где его основным педагогом был польский музыкант Мечислав Мунц — в прошлом ученик Бузони. Первые конкурсные «прикидки» были неутешительными: на крупных международных соревнованиях имени Шопена (1970), Виана да Мота (1971) и королевы Елизаветы (1972) Акс не пробился в число лауреатов. Правда, ему удалось дать несколько сольных концертов в Нью-Йорке (в том числе один — в Линкольн-центре), выступить в качестве аккомпаниатора знаменитого скрипача Натана Мильштейна, но публика и критика упорно не замечали его.
Поворотным моментом в биографии молодого пианиста стал Международный конкурс имени Артура Рубинштейна (1975): он блестяще сыграл в финале концерты Брамса (ре минор) и Бетховена (№ 4) и был единодушно признан победителем. Спустя год Акс заменил заболевшего К. Аррау на Эдинбургском фестивале и после этого начал стремительно завоевывать концертные эстрады Европы и Америки.
Сегодня уже трудно перечислить все крупные концертные залы, в которых выступал артист, назвать имена дирижеров, с которыми ему довелось сотрудничать. «Эммануэль Акс уже занимает заметное место среди немногих действительно примечательных молодых пианистов, выступающих на эстраде,- писал английский критик Брюс Моррисон.- Одним из секретов его артистизма является способность достигать протяженного дыхания фразы в сочетании с благородной гибкостью и тонкостью звуковых красок. К тому же у него редкое по естественности, ненавязчивое рубато».
Другой видный английский специалист в области фортепиано Э. Орга отмечал у пианиста прекрасное чувство формы, стиля, неизменное присутствие в его игре четкого, продуманного исполнительского плана. «Обладать столь быстро узнаваемой индивидуальностью — редкое и ценное качество в столь юном возрасте. Может быть, это еще не вполне законченный, сформировавшийся артист, ему еще предстоит о многом глубоко и серьезно подумать, но при всем том его талант поражает и обещает безмерно много. На сегодняшний день это, пожалуй, потенциально один из лучших пианистов своего поколения».
Надежды, возлагаемые на Акса критикой, основываются не только на его музыкальной одаренности, но и на очевидной серьезности его творческих исканий. В центре постоянно растущего репертуара пианиста — музыка XIX века, его успехи связаны с интерпретацией произведений Моцарта, Шопена, Бетховена, а это уже говорит о многом. Шопену и Бетховену были посвящены и его первые пластинки, вызвавшие также одобрительные отзывы критики. А за ними последовали записи фантазии «Скиталец» Шуберта — Листа, Второго концерта Рахманинова, Третьего — Бартока, а также Квинтета ля мажор Дворжака. Это лишь подтверждает широту творческого диапазона музыканта.
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.