Violin Sonata No. 2 (A-dur), Op. 100
Послушать
Генрик Шеринг (скрипка), Артур Рубинштейн (фортепиано)
Запись 30 декабря 1960 года
I — Allegro amabile
II — Andante tranquillo (vivace)
III — Allegro grazioso (quasi andante)
Соната для скрипки и фортепиано № 2 ля мажор (соч. 100) Иоганнеса Брамса — от начало до конца лирическое произведение. Первая часть (Allegro amabile – Allegro) открывается темой фортепиано, а скрипка эхом повторяет последний мотив, продлевая течение мелодии. Затем инструменты меняются ролями. Побочная тема (с указанием teneramente – «нежно») – двухголосна. Она сначала звучит у рояля, а постепенно к нему присоединяется скрипка. В дуэте инструментов царит не соперничество, но согласие.
Медленную часть и скерцо Брамс в этой сонате соединил в одно целое. Вторая часть открывается спокойной, созерцательной темой, которую сменяет быстрый эпизод в духе норвежского танца халлинга. Эту музыку мог бы сочинить Эдвард Григ, с которым Брамсу вскоре предстояло познакомиться лично.
Вплоть до финала в музыке сонаты не было ни тоски, ни фантастических видений. Они появляются в заключительном рондо, но лишь в эпизодах, главная же тема финала – скорее в духе первой части.
А. Булычёва