Брамс. Соната для скрипки и фортепиано No. 2

Violin Sonata No. 2 (A-dur), Op. 100

Композитор
Год создания
1886
Дата премьеры
02.12.1886
Жанр
Страна
Германия
Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Во второй половине XIX столетия многие композиторы проявляют интерес к жанру сонаты-дуэта. Появляются виолончельная и три скрипичные сонаты Эдварда Грига, соната для скрипки и фортепиано Сезара Франка. Не является исключением и творчество Иоганнеса Брамса. В течение десятилетия – с 1879 по 1889 гг. – композитор создает три скрипичные сонаты. Как и в дуэтных сонатах его современников, в этих произведениях происходит органичное слияние камерности, симфоничности и концертности, начало которого можно усмотреть еще в скрипичных и виолончельных сонатах Людвига ван Бетховена, но у композиторов-романтиков первой половины XIX века – Франца Шуберта, Роберта Шумана – оно еще не получило достаточно полного развития.

Сонату для скрипки и фортепиано № 2 ля мажор Иоганнес Брамс завершил в 1886 г., по прошествии семи лет после создания Первой сонаты. Композитор работал над нею на брегу швейцарского озера Тун, где он чувствовал себя так же хорошо, как когда-то в деревне Пёртшах. Композитор общался со своим другом – поэтом Йозефом Видманом, его посещала здесь певица-контральто Гермина Шпис. По словам Брамса, это место было «полно мелодий, и надо быть осторожным, чтобы не наступить на какие-либо из них». Неудивительно, что в подобной атмосфере композитор испытывал такой же прилив творческих сил, как некогда в Пёртшахе. Летом 1886 г. у озера Тун родились такие шедевры, как Соната для виолончели и фортепиано № 2 фа мажор, до минорное Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, а также песни, которые можно причислить к лучшим образцам брамсовского вокального творчества.

Гермина Шпис пела их по рукописи. Одна из этих песен – «Звучат нежней свирели» на стихи Клауса Грота – стала основой Второй скрипичной сонаты. Это роднит ее с Сонатой для скрипки и фортепиано № 1, тоже «выросшей» из песенных мелодий (примечательно, что и те песни были созданы на стихи Клауса Грота – поэта, чье творчество было особенно «созвучно» мироощущению Брамса). Тогда же началась работа и над Третьей сонатой – композитор даже послал ее первую часть своему другу и доверенному лицу Теодору Бильроту вместе с первой частью Второй сонаты, но завершена она была лишь по прошествии трех лет, а Вторую Брамс закончил тогда же – первым тунским летом.

Соната для скрипки и фортепиано № 2 ля мажор, зародившаяся из песни, стала целиком и полностью лирическим произведением – пожалуй, это самая лиричная из всех трех брамсовских скрипичных сонат. И в то же время она считается наиболее трудной для исполнения скрипичной сонатой Брамса. Сложность ее заключается в необходимости того идеального баланса между виртуозностью и лирическим началом, которое надлежит найти музыканту. Отделенная от Первой сонаты семью годами, она одновременно и похожа на нее своей песенной «природой», и отличается от нее. Это произведение более лаконично и более камерно, в то же время в нем гораздо больше контрастов и беспокойства.

Особенно заметны эти качества в первой части – Allegro amabile – с ее плотной фортепианной партией, особую значимость которой Брамс подчеркнул, называя произведение «сонатой для фортепиано и скрипки». Именно фортепиано начинает изложение главной партии. Странным образом ее первый трехзвучный мотив напоминает начало песни Вальтера из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Известно, что Иоганнес Брамс и Рихард Вагнер были соперниками, но это не мешало Брамсу испытывать глубокое почтение к творчеству Вагнера. Было ли появление этого мотива в сонате случайным совпадением или преднамеренным цитированием? Этот вопрос до сих пор является предметом споров, и ответа на него нет. Мелодия песни на стихи Грота «Звучат нежней свирели» появляется в побочной партии, но в сонате она приобретает возбужденность и даже драматический оттенок. Эти качества получают дальнейшее развитие в волевой заключительной партии и достигают кульминации в коде.

Вторая часть – Andante tranquillo – Vivace – Andante – Vivace di più – Andante – Vivace – объединяет в себе две традиционные части сонатного цикла: медленную и скерцо. Ее медленный раздел напоминает песню-наигрыш, а тема быстрого скерциозного раздела – наигрыш танцевальный, перекликающийся со скрипичными сонатами Эдварда Грига (с которым Иоганнес Брамс несколько позже познакомился лично).

Драматическая экспрессия первой части, на время отстраненная во второй, возвращается в финале – Allegretto grazioso (quasi andante).

Соната для скрипки и фортепиано № 2 ля мажор была впервые представлена публике в декабре 1886 г. в Вене. Ее первым интерпретатором стал скрипач Йозеф Хельмесбергер, его блестящее исполнение привело публику в восторг. Произведение полюбилось слушателям и прочно вошло в репертуар скрипачей. Среди исполнителей этого произведения – Давид Ойстрах, Леонид Коган, Яша Хейфец, Максим Венгеров.

Камерно-инструментальное творчество Брамса

Послушать:

Генрик Шеринг (скрипка), Артур Рубинштейн (фортепиано)

Запись 30 декабря 1960 года

I — Allegro amabile
II — Andante tranquillo (vivace)
III — Allegro grazioso (quasi andante)

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Струнный квартет No. 11 Камерные и инструментальные

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама