Творческий портрет Глазунова →
Глазунов Александр Константинович (29 VII (10 VIII) 1865, Петербург — 21 III 1936, Париж) — русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Народный артист Республики (1922).
Изучал теорию музыки и композицию под рук. Н. А. Римского-Корсакова и после полутора лет занятий с ним, в 16-летнем возрасте, написал 1-ю симфонию, поразившую ясностью, законченностью формы и свободой изложения. В рецензии на первое исп. симфонии (под упр. М. А. Балакирева) Ц. А. Кюи отмечал, что её юный автор «является композитором во всеоружии таланта и знания». Исполнение 1-й симфонии в Веймаре (1884) по инициативе Ф. Листа и авторское выступление в рус. концертах на Парижской всемирной выставке (1889) способствовали известности Г. за рубежом. В 80-х гг. Г. были написаны две симфонии, ряд симф. поэм (в т. ч. «Стенька Разин») и др. сочинения для оркестра, три струн. квартета, пьесы для разных инструментов, романсы.
Важную роль в творч. развитии Г. сыграли общение и дружба с Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, П. И. Чайковским, С. И. Танеевым, а также с В. В. Стасовым, горячо приветствовавшим его первые шаги. Г. занимал одно из важнейших мест в Беляевском кружке и в руководстве Русскими симфоническими концертами и муз. изд-вом (основанными М. П. Беляевым). Пережив на рубеже 90-х гг. творч. кризис, Г. достиг к середине этого десятилетия высокой худож. зрелости. 4, 5, 6-я симфонии (1893, 1895, 1896), 4-й и 5-й квартеты (1894, 1898) свидетельствовали о расцвете его композиторского дарования. В балете «Раймонда» (пост. 1898, Мариинский т-р) Г. впервые соприкоснулся с областью муз. т-ра. В 1899 он был приглашён профессором в Петерб. консерваторию, с к-рой оставался тесно связан на протяжении 30 лет. В 1905 примкнул к группе передовых рус. музыкантов, активно поддержавших освободит. движение; в знак протеста против реакц. действий дирекции он временно ушёл из консерватории; в конце 1905, после частичного удовлетворения требований прогрессивной профессуры и студенчества, Г. вернулся в консерваторию, где был избран на пост директора. Дальнейшие годы жизни Г. заполнены большой педагогич. и организац. работой в консерватории, дирижёрскими выступлениями в России и за границей, разносторонней муз.-обществ. деятельностью. Интенсивно развивалось и его творчество. В 1900-х гг. Г. был написан ряд выдающихся произв., в т. ч. 7-я (1902) и 8-я (1906) симфонии, симф. сюита «Из средних веков» (1902), концерт для скрипки с оркестром (1904), 1-й концерт для фп. с оркестром (1910), обработка нар. песни «Эй, ухнем!» для хора и оркестра (1905).
После Великой Окт. социалистич. революции Г. становится одним из активных строителей сов. муз. культуры. Являясь ректором Петроградской консерватории, он одновременно много концертирует, участвует в проведении важных муз.-просветит. мероприятий. В 1928 выехал за границу, где провёл последние годы жизни.
Г. — один из крупнейших рус. композиторов, продолживших традиции «Могучей кучки» и П. И. Чайковского в кон. 19 и нач. 20 вв. Если первые его сочинения отмечены преобладающим влиянием творчества Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, отчасти М. А. Балакирева, то затем он стремился к синтезу разл. течений рус. музыки, часто противопоставлявшихся в 60-х и 70-х гг. Г. усваивает нек-рые стороны лирич. мелодики Чайковского, высокое полифонич. мастерство и строгость мышления С. И. Танеева. На основе самостоятельной творч. переработки всех этих элементов возник собственный стиль Г., обладающий высокой внутр. законченностью и единством. Спокойная, уравновешенная музыка композитора не лишена черт академизма. В то же время она отличается здоровым полнокровием, сочностью колорита, светлым, жизнеутверждающим характером. Муз. образы Г. выпуклы и конкретны, часто он опирался при их создании на бытующие жанры, особенно на разл. танц. формы и интонац. строй рус. нар. песни. Плавность и постепенность развития, отсутствие резких, неожиданных контрастов сочетаются в музыке Г. с богатством орк. и гармонич. красок.
Осн. место в творчестве композитора занимают жанры симф. музыки. Выдающимся вкладом в развитие рус. симфонизма являются его 8 симфоний, разнообразных по замыслу, характеру и конструктивным приёмам. Эпич. широта и монументальность симфоний Г. роднят их с симфонизмом А. П. Бородина. Но характерные для «Могучей кучки» нар.-жанровые образы представляются у Г. как бы несколько «отстранёнными», возрастает роль лирич. и конструктивного начал, что было отчасти связано с влиянием П. И. Чайковского. В кратких воспоминаниях о своих встречах с Чайковским Г. писал: «Я обратил внимание на то, что, будучи прежде всего лирико-мелодистом, Петр Ильич внес в симфонию элементы оперы. Я начал преклоняться не столько перед тематическим материалом его творений, сколько перед вдохновенным развитием мыслей, темпераментом и совершенством фактуры в целом». Вместе с тем напряжённая драматич. конфликтность симфонизма Чайковского осталась чуждой Г.
Первые три симфонии Г. ещё недостаточно самостоятельны по стилю. Влияния Римского-Корсакова, Бородина, отчасти Чайковского (в 3-й симфонии) проявляются несколько внешне и механически. «Кучкистской» по строю своих образов остаётся в значит. степени и 4-я симфония (1893), но ей присущи уже характерные для Г. цельность и законченность конструктивного замысла. Произв. зрелого мастера является светлая, энергичная по музыке 5-я симфония (1895), в к-рой мужеств. героика и торжественность сочетаются с созерцательным лирич. раздумьем. Особое место среди симфоний Г. занимает 6-я (1896) благодаря патетически-взволнованному, драматич. характеру её первой части; в последующих частях цикла эта линия не получает продолжения и симфония, как обычно у Г., заканчивается величавым, праздничным финалом с темой, стилизованной в старинном рус. духе. Конструктивное и полифонич. мастерство Г. нашло свое высшее проявление в 7-й (1902) и 8-й (1906) симфониях, на музыке к-рых лежит печать мудрого рационализма и строгости мысли. Вместе с тем в светлой и ясной по осн. характеру 7-й симфонии широко развиты нар.-жанровые элементы, что дало повод назвать её «пасторальной». В 8-й симфонии воплощены раздумья композитора, вызванные событиями рус. Революции 1905-07. Отсюда её общий приподнято-патетич. тон, сопоставление героич. и трагич. образов, монументальность масштабов.
Кроме симфоний, Г. написал большое количество орк. произв.: симф. поэмы, увертюры, сюиты. В поэме «Стенька Разин» (1885) нашли отражение образы стихийного нар. бунтарства, порыва к воле, близкие творчеству композиторов «Могучей кучки». В программных симф. сочинениях Г. кон. 80-х и нач. 90-х гг. («Лес» — 1887, «Море» — 1889, «Кремль» — 1891, «Весна» — 1891) сказывается одностороннее увлечение композитора внешними звукописными задачами, что привело к перегрузке орк. средств и недостаточной яркости тематич. материала. Симф. сюита «Из средних веков» (1902) отмечена чертами строгой пластичности, сдержанности письма при образности и тонкости характеристик. Вслед за М. И. Глинкой и композиторами «Могучей кучки» Г. широко пользовался в своём творчестве разнохарактерными фольклорными элементами. Так, в симф. поэме «Стенька Разин» рус. нар. песня «Эй, ухнем!» сопоставляется с темой вост. склада. В этом плане показательны также 2 увертюры на греч. темы (1882 и 1884), «Финская фантазия» (1909), «Финские эскизы» (1911) и др. Характерной чертой творчества Г. являлся интерес к популярным жанрам симф. музыки. В 2 конц. вальсах (1893 и 1894) он продолжил линию развития этого жанра в рус. музыке, идущую от «Вальса-фантазии» Глинки.
Значит. вклад был внесён Г. в конц. инстр. литературу. Его 2-й концерт для фп. с оркестром (1917), задуманный ещё в нач. 90-х гг., по характеру муз. образов и трактовке жанра близок к традициям «Могучей кучки». Лучшим произв. композитора в этой области явился концерт для скрипки с оркестром (1904), в к-ром проявилось тяготение зрелого Г. к сосредоточенному, углублённому лиризму и широте мелодич. развития наряду с виртуозным блеском и яркостью жанрового колорита. Тенденция к лиризации конц. жанра находит отражение и в 1-м фп. концерте (1910).
В камерно-инстр. творчестве Г. центральное место занимает жанр струн. квартета. Развивая важнейшие особенности квартетного стиля Бородина и Чайковского, он соприкасался в этой области также с С. И. Танеевым. Наиболее значительны среди квартетов Г. 4-й (1894) и 5-й (1898), проникнутые напряжённой лирич. экспрессией в сочетании с классич. строгостью изложения и тщательной разработкой полифонич. элементов. Вместе с тем в квартетах Г., как и в его симф. творчестве, большое место занимают жанрово-нац. образы. Особенно характерны в этом отношении 3-й, «Славянский», квартет (1888, финал квартета «Славянский праздник» был переработан композитором для симф. оркестра) и сюита «Новинки» (1886). Последние квартеты Г. — 6-й (1921) и 7-й (1930) — отличаются высоким мастерством и серьёзностью замыслов, но не содержат принципиально новых элементов в своём образном строе.
Важным этапом в развитии рус. балетной музыки стали балеты Г. В них композитор выступил как продолжатель Чайковского, идя по пути симфонизации жанра и превращения музыки в ведущий элемент хореографич. драматургии. Наиболее значителен его балет «Раймонда», отличающийся живописной красочностью музыки и богатством танц. ритмов. Развёрнутые танц.-симф. эпизоды сочетаются в нём с последовательным сквозным развитием группы лейтмотивов и с отдельными эпизодами программно-изобразит. характера. При этом, однако, балеты Г. лишены напряжённо развивающейся драматургии, картинное начало преобладает в них над драматически действенным. Особенно ярко это выражено в одноактном балете «Времена года» (пост. 1900, Эрмитажный т-р, Петербург), представляющем собой театрализованное симф. полотно без определённого сюжета.
Г. написал также ряд романсов, хоров, сольных произв. для фп., органа, скрипки и др. инструментов, лучшие из них, наряду с его симф. сочинениями и камерно-инстр. ансамблями, занимают прочное место в классич. конц. репертуаре.
Основные даты жизни и деятельности:
1865 — 29 VII (10 VIII). В семье петерб. книгоиздателя К. И. Глазунова род. сын Александр.
1875 — Начало занятий игрой на фп.
1877 — Занятия игрой на фп. и теорией музыки с H. H. Еленковским; первые опыты композиции.
1879 — Г. знакомится с М. А. Балакиревым, по совету к-рого начинает заниматься теорией музыки и сочинением под рук. Н. А. Римского-Корсакова.
1881 — Знакомство с А. П. Бородиным, А. К. Лядовым и В. В. Стасовым. 1882. — 17 (29) III. Исполнена 1-я симфония Г. в концерте Бесплатной муз. школы под упр. М. А. Балакирева. — 18(30) XI. Исполнен 1-й квартет Г. в квартетном собрании РМО.
1883 — Г. оканчивает реальное уч-ще и посещает лекции на юридич. ф-те Петерб. ун-та в качестве вольнослушателя.
1884 — 27 III (8 IV). «Репетиция сочинений А. К. Глазунова», организованная М. П. Беляевым и послужившая началом Рус. симфонич. концертов. — Поездка за границу с М. П. Беляевым (Германия, Швейцария, Франция, Испания, Сев. Африка). — Встреча с Ф. Листом. — 17 V. Исполнение в Веймаре 1-й симфонии. — Договор с М. П. Беляевым на издание сочинений Г. — Знакомство с П. И. Чайковским.
1885 — Присуждение Глинкинской пр. за 1-й квартет (в дальнейшем Г. получал эту премию многократно).
1887 — Г. работает над творч. наследием А. П. Бородина: завершает оперу «Князь Игорь» (совм. с Н. А. Римским-Корсаковым), записывает по памяти и оркеструет 2 части неоконченной 3-й симфонии Бородина.
1888 — 22 X (3 XI). Первое выступление в качестве дирижёра в Рус. симфонич. концертах. — Встреча с С. И. Танеевым в Москве.
1889 — 29 VI. Исполнение 2-й симфонии Г. под упр. автора на Всемир. выставке в Париже.
1890-1891 — Напряженные искания новых путей в творчестве, острое недовольство собой.
1893-1896 — Новый творч. подъём, наступление творч. зрелости: создание 4-й (1893), 5-й (1895), 6-й (1896) симфоний, 4-го струн. квартета (1894).
1896 — Начало систематич. дирижёрских выступлений Г. в Рус. симфонич. концертах и летних сезонах в Павловске.
1898 — 7(19) I. Премьера балета «Раймонда» в Мариинском т-ре.
1899 — Г. вошёл в состав дирекции Петерб. отд. РМО и Гл. дирекции РМО. — Г. зачислен профессором в Петерб. консерваторию по классу чтения партитур.
1901 — Г. совм. с М. А. Балакиревым и Н. А. Римским-Корсаковым редактирует произв. М. И. Глинки для нового издания (редактирование совм. с Н. А. Римским-Корсаковым продолжалось и в последующие годы).
1903 — Дирижёрские выступления в Лондоне и Гамбурге с исполнением своих произв.
1904 — Г. вошёл в состав «Попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов», созданного по завещанию и на средства М. П. Беляева. — Первое обращение Г. к конц. жанру — сочинение концерта для скрипки с оркестром.
1905 — 24 III (6 IV). Г. ушёл из Петерб. консерватории в знак протеста против увольнения Н. А. Римского-Корсакова. — 27 III (9 IV). Г. дирижировал спектаклем оперы «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова в честь автора оперы по инициативе Комитета учащихся Петерб. консерватории. — Обработка песни «Эй, ухнем!» для хора и оркестра как отклик на революционные события 1905. — 1 (14) ХП. Возвращение в консерваторию после предоставления ей автономии. — 3 (16) XII. На заседании Худож. совета консерватории Г. единогласно избран директором Петерб. консерватории.
1907 — Циклы концертов из произв. Г. в Петербурге и Москве в связи с 25-летием его творч. деятельности. — Присуждение Г. звания доктора музыки Оксфордского и Кембриджского ун-тов. — Дирижёрские выступления в Англии и Франции.
1907-1917 — Напряжённая руководящая, организационная и педагогич. работа на посту директора Петерб. консерватории.
1917 — 25 II (10 III). Премьера драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» с музыкой Г. в Александринском т-ре. — 17 (30) XII. Г. избран ректором Петрогр. консерватории.
1918 — 17 IV. Избрание Г. почётным чл. Всероссийского проф. союза орк. деятелей. — Лето. Конц. поездка по волжским городам со скрипачом П. Коханьским.
1918-1920 — Многочисл. дирижёрские выступления Г. перед массовой аудиторией на заводах, в рабочих клубах, частях Красной Армии.
1922 — Присуждение Г. звания нар. арт. Республики в связи с 40-летием его творч. деятельности. — Концерты из произв. Г. в Москве и Петрограде.
1927 — 27 III. Доклад на торжеств. заседании, посв. 100-летию со дня смерти Л. Бетховена, и дирижирование конц. программой из его произв. — 15 VIII — 13 IX. Конц. поездка в качестве дирижёра: Харьков, Киев, Одесса, Ростов-на-Дону.
1928 — 15 IV. Отъезд в Вену для участия в Междунар. шубертовском конкурсе в качестве чл. жюри от СССР. — 19 XII. Авторский концерт Г. в Париже.
1929-1931 — Дирижёрские выступления в Португалии, Испании, Франции, Англии, США, Чехословакии, Польше, Голландии.
1932 — Резкое ухудшение здоровья. «Из-за общего недомогания работа заглохла... Настроение весьма тяжёлое...» (письмо М. О. Штейнбергу, Париж, 31 I).
1933 — Согласие быть чл. комиссии, отмечающей 25-летие со дня смерти Н. А. Римского-Корсакова в СССР.
1936 — 21 III. Смерть Г. в одной из парижских больниц (14 октября 1972 прах А. К. Глазунова перевезён в Ленинград и захоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры).
Сочинения:
балеты — Раймонда (либр. Л. Пашковой и М. Петипа, ор. 57, 1897; пост. 1898, Мариинский т-р, Петербург), Барышня-служанка, или Испытание Дамиса (на сюжет М. Петипа по картине Ватто, ор. 61, 1898; пост. 1900, Эрмитажный т-р, Петербург), Времена года (на сюжет М. Петипа, ор. 67, 1899; пост. 1900, там же); для хора и голосов с орк. — Торжественный марш в честь открытия Всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 (ор. 40, 1892), Коронационная кантата (ор. 56, 1895), Торжественная кантата в память 100-летней годовщины А. С. Пушкина (ор. 65, 1899), Здравица (сл. В. А. Жуковского, без op., 1903), Эй, ухнем! (без op., 1905), Избранникам русского народа (без op., 1906), Прелюдия-кантата к 50-летию Петербургской консерватории (без op., 1912); для орк. — симфонии: No 1 (E-dur, ор. 5, 1881; 2-я ред. 1885; 3-я ред. 1929), No 2 (fis-moll, op. 16, 1886), No 3 (D-dur, op. 33, 1890), No 4 (Es-dur, op. 48, 1893), No 5 (B-dur, op. 55, 1895), No 6 (c-moll, op. 58, 1896), No 7 (F-dur, op. 77, 1902), No 8 (Es-dur, op. 83, 1906), No 9 (d-moll, 1910, неоконч., 1-я ч. инструментована Г. Я. Юдиным); сюиты — Характеристическая сюита (d-moll, op. 9, 1887), Восточная рапсодия (G-dur, op. 29, 1889), Шопениана (сюита из сочинений Ф. Шопена, ор. 46, 1892), Балетная сюита (A-dur, op. 52, 1894), сюита из балета «Раймонда» (Е-dur, op. 57-a, 1898), Из средних веков (Е-dur, op. 79, 1902), Финские эскизы (Е-dur, op. 89, 1911); увертюры — 1-я увертюра на 3 греч. темы (g-moll, op. 3, 1882), 2-я увертюра на греч. темы (D-dur, op. 6, 1884), Карнавал (op. 45, 1893), Торжественная увертюра (D-dur, посв. артистам придворного орк., ор. 73, 1900), Песнь судьбы (d-moll, op. 84, 1908); симф. поэмы и фантазии — Памяти героя (элегия, ор. 8, 1885), Стенька Разин (симф. поэма, ор. 16, 1885), Лес (фантазия, ор. 19, 1887), Море (фантазия, ор. 28, 1889), Кремль (симф. картина, ор. 30, 1891), Весна (муз. картина, ор. 34, 1891), От мрака к свету (фантазия, ор. 53, 1894), Финская фантазия (ор. 88, 1909), Карельская легенда (муз. картина, ор. 99, 1916); разные произв. для орк. — Серенада No 1 (op. 7, 1883), Серенада No 2 (op. 11, 1884), Лирическая поэма (op. 12, 1884), 2 пьесы — 1. Идиллия. 2. Грёзы о востоке (ор. 14, 1886), Мазурка (ор. 18, 1888), Славянский праздник (симф. эскиз, ор. 26-а, 1888), Свадебное шествие (ор. 21, 1889), Концертный вальс No 1 (D-dur, op. 47, 1893), Концертный вальс No 2 (F-dur, op. 51, 1894), Торжественное шествие (посв. В. В. Стасову, ор. 50, 1894), Романтическое интермеццо (ор. 69, 1900), Марш на рус. тему (ор. 76, 1901), Баллада (ор. 78, 1902), Гадание и пляска (балетная сцена для орк., ор. 81, 1904), Две прелюдии — 1. Памяти В. В. Стасова (1906). 2. Памяти Н. А. Римского-Корсакова (ор. 85, 1908), Памяти Н. В. Гоголя (симф. пролог, ор. 87, 1909), Торжественное шествие (ор. 91, 1910), Восточная пляска (без op., 1912?), Парафразы на гимны союзных держав (ор. 96, 1915), Вариации для струн. орк. (ор. 97, 1918), Poиme йpique (без op., 1934); для великорус. оркестра — Русская фантазия (ор. 86, 1906); для одного инструмента с оркестром — 2 концерта для фп. с орк. — No 1 (f-moll, op. 92, 1910), No 2 (H-dur, op. 100, 1917); концерт для скр. с орк. (a-moll, ор. 82, 1904); Concerto ballata для влч. с орк. (C-dur, op. 108, 1931); концерт для саксофона с орк. (Es-dur, op. 109, 1931); для влч. с орк. — 2 пьесы, ор. 20, — 1. Mйlodie (1888). 2. Sйrйnade espagnole (1887), Песнь менестреля (op. 71, 1900); для скр. — Мазурка-оберек (без op., 1917, изд. посмертно под ред. И. М. Ямпольского, М., 1951); для ансамбля инструментов — 7 струн. квартетов: No 1 (D-dur, op. 1, 1882), No 2 (F-dur, op. 10, 1884), No 3 (G-dur, Славянский, op. 26, 1888), No 4 (a-moll, op. 64, 1894), No 5 (d-moll, op. 70, 1898), No 6 (B-dur, op. 106, 1921), No 7 (C-dur, op. 107, 1930); сюиты для струн. квартета — Новинки (op. 15, 1886), сюита C-dur (op. 35, 1891); Прелюдия и фуга (в сб. пьес для струн. квартета «Пятницы», посв. М. П. Беляеву, 1898), Элегия для струн. квартета (памяти М. П. Беляева, ор. 105, 1828); квартет для 4 саксофонов (B-dur, op. 109, 1932), In modo religioso (квартет для медных дух. инструментов, ор. 38, 1892); для фп. в 2 руки — 2 сонаты (No 1 b-moll, op. 74, 1901; No 2 c-moll, op. 75, 1901), Тема с вариациями (ор. 72, 1900), сюита на тему «Саша» (ор. 2, 1883), 3 этюда (ор. 31, 1890), Большой конц. вальс (ор. 41, 1891), Прелюдия и фуга (ор. 62, 1899), 4 прелюдии и фуги (ор. 101, 1918-1923), Прелюдия и фуга (e-moll, без op., 1926, обр. для органа 1829) и др.; для 2 фп. — Фантазия (f-moll, op. 104, 1920); для органа — Прелюдия и фуга No 1 (D-dur, op. 93, 1906), Прелюдия и фуга No 2 (d-moll, op. 98, 1914); для одного инструмента с сопровождением фп. — Элегия (памяти Ф. Листа, для влч. и фп., ор. 17, 1886, первонач. изложение для теноров, тромбона или валторны с фп.), Rйverie (для валторны с фп., ор. 24, 1890), Mйditation (для скр. о фп., ор. 32, 1891), Элегия (для альта с фп., g-moll, op. 44, 1893), Листок из альбома (для трубы с фп., без op., 1899, посм. изд., М.-Л., 1950); для голоса с фп. — 5 романсов (ор. 4, 1882-1885), 2 песни на сл. А. С. Пушкина (Вакхическая песня, Восточный романс, ор. 27, 1888; то же с сопр. орк.), 6 романсов (ор. 59, 1898, сл. А. С. Пушкина и др.), 6 романсов (ор. 60, 1898, сл. А. С. Пушкина и А. Н. Майкова) и др.; для хора без сопровождения — Гимн Пушкину (для жен. хора с фп. ad libitum, op. 66, 1899), Любовь (для смеш. хора, сл. В. А. Жуковского, ор. 94, 1907), Вниз по матушке по Волге (рус. песня для смеш. хора, без op., 1921); музыка к драматическим спектаклям — Вступление и пляска Саломеи (к драме «Саломея» О. Уайльда, ор. 90, 1908), Царь Иудейский (музыка к драме К. Р., ор. 95, 1913), Маскарад (музыка к драме М. Ю. Лермонтова, без op., 1913-1916).
Литературные сочинения:
Мое знакомство с Чайковским, в сб.: Чайковский. Воспоминания и письма, П., 1924; Бетховен как композитор и мыслитель, «Печать и революция», 1927, No 3; P. Шуберт, Л., 1928; Памяти М. П. Беляева, в сб.: Памяти М. П. Беляева, Париж, 1929; En souvenir du sejour de Michel Glinka а Paris, «Musique», 1929, No 5; Sur N. A. Rimsky-Korsakov, «Mercure de France», 1933, 15 juillet; Мой подарок И. И. Витолю к 70-летию со дня его рождения, «Muzikas opskats», Riga, 1933, No 9; Воспоминания о А. А. Спендиарове, «CM», 1939, No 9-10. Письма: Неопубликованные письма А. К. Глазунова, «СМ», 1941, No 3; Переписка П. И. Чайковского и А. К. Глазунова, в кн.: «Советская музыка», 3 сб. статей, М.-Л., 1945; Письма к С. Н. Кругликову, «СМ», 1946, No 2-3; Письма к С. И. Танееву, в сб.: П. И. Чайковский, С. И. Танеев. Письма, М., 1951; Переписка с Н. А. Римским-Корсаковым и В. В. Стасовым и письма к М. П. Беляеву, в сб.: Глазунов. Исследования. Материалы, т. 2, Л., 1960; А. К. Глазунов. Письма, статьи, воспоминания. Избранное, М., 1958.
Литература:
Коптяев А. П., А. К. Глазунов как балетный композитор, «ЕИТ». Сезон 1899-1900, прилож. 1; Оссовский А. В., А. К. Глазунов. Его жизнь и творчество, (СПБ, 1907); Е. П. (Петровский E.), О балетной музыке А. К. Глазунова, «РМГ», 1907, No 1; Курдюмов Ю., Камерная музыка А. К. Глазунова, там же; Энгель Ю., Глазунов как симфонист, «РМГ», 1907, No 1-6; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Письма о русской опере и балете. Письмо 6. Балеты Глазунова, «Еженедельник петроградских Гос. Акад. театров», 1922, No 9; его же, Глазунов. Опыт характеристики, Л., 1924; Беляев В., А. К. Глазунов. Материалы к его биографии, т. 1, ч. 1, П., 1922; Держановский В., А. К. Глазунов, М., 1922; Федорова Г. П., А. К. Глазунов, М.-Л., 1947, М., 1961; Ванслов В., Симфоническое творчество А. Глазунова, М.-Л., 1950; Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. 1-2, Л., 1959-60; Hикольская Л., О полифонии Глазунова, в сб.: Научно-методические записки Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского, вып. 4, Свердловск, 1961; Ганина М., А. К. Глазунов. Жизнь и творчество, Л., 1961; её же, Музыка Глазунова к драме «Маскарад», в сб.: Русская музыка на рубеже XX века, М.-Л., 1966; Malherbe H., A propos du 25-e anniversaire d’Alexandre Glazounow, «Courrier Musical», 1907, No 6; Sauerwein J., Biographie d’Alexandre Glazounow, там же; Сherbuliez A.-E., Alexander Glasunows Kammermusik, «Musik des Ostens», 4, Kassel, (u. a.), 1967.
Ю. В. Келдыш
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.
Фортепианное творчество Глазунова →