Варез/Булез: Двойной портрет

В Рахманиновском зале консерватории прошла одна из самых интересных программ сезона: «Двойной портрет». Музыка двух столпов авангарда ХХ века — Эдгара Вареза и Пьера Булеза. Булез у нас достаточно известен, правда, в основном в своей дирижерской ипостаси (в конце 60-х он даже побывал в Москве, выступив в Большом зале консерватории). Варез для нынешних слушателей, даже весьма продвинутых, фигура незнакомая. Хотя это автор уникальный: создатель необычного музыкального мира, парадоксально сочетающего полнокровную чувственность и рафинированную интеллектуальность. Его ранние сочинения, которые он позже уничтожил, осциллировали между постромантизмом и импрессионизмом. Новый, авангардный стиль Вареза сформировался в конце Первой мировой войны и не был похож ни на одну из тогдашних школ. Язык Вареза 20-х годов жесток и лаконичен. Тональности нет, зато много выразительных «формул», что позволило некоторым критикам именовать его произведения «музыкой фанфар, клаксонов и сигналов тревоги». В инструментовке автор предпочитал духовые, создающие типичный для него тембровый колорит: жесткое, сухое звучание.

Вот определение Стравинского, как воспринималась современниками музыка Вареза: «... это композитор, который по-новому определил границы между „человеческим“ и „механическим“... Его предшественники очевидны: Дебюсси. Его мелодии — всегда галльские... В 20-х годах я знал его как новатора-первопроходца, затем, в 50-х — как пророка „пространственной музыки“. Мне кажется, я понимаю, что он подразумевает под глубиной звука: некоторые звучания приходят издалека, как бы с концов спиралей — а близость и удаленность служат конструктивными факторами композиции...»

Примерами такой эстетики стали все пьесы, сыгранные Ансамблем новой музыки в первом отделении вечера. «Octandre» («Восьмигранник», 1923) — опыт выращивания интонационно-тембровых «кристаллов», подобных природным. Композиция для флейты «Densite 21.5» («Плотность 21.5») — пьеса, написанная для флейтиста Ж.Баррира, игравшего на платиновом инструменте; цифра дает физическую характеристику плотности этого металла. «Offrandes» («Жертвоприношения», 1921) — вокальная композиция на стихи чилийского поэта и философа Винсента Уидобро и мексиканца Хосе Хуана Талады. Ее исполнила сопрано Екатерина Кичигина в сопровождении камерного оркестра из десяти исполнителей. Сочетание архаики, традиционного вокала и шенберговской мелодекламации «Sprechstimme». Идея «магии звука», рождающейся в подсознании и воплощающей потаенные чувства и эмоции. Последняя композиция «Integrales» продемонстрировала другой принцип Вареза — музыки как «научного искусства» (идея, подхваченная и развитая сорок лет спустя Янисом Ксенакисом).

Второе отделение «Двойного портрета» было посвящено другому титану авангарда — Пьеру Булезу, которому 26 марта исполнилось 80 лет. В «Двойном портрете» Булез был представлен преимущественно ранними произведениями. Сонатину для флейты (1946) он смоделировал по образцу Камерной симфонии Шёнберга. В этом небольшом опусе Булез намеревался, по его словам, «создать впечатление бреда». Сонатину с блеском исполнила солистка «Студии новой музыки» Светлана Митряйкина. Небольшая фортепианная миниатюра «Incises» (1964) — это эффектная токката, почти все «события» которой проходят в высоком, «колокольчиковом» диапазоне — «secco» и «martellato». Композиция «Derive» («Отклонение») вызвала ассоциации с киномузыкой: таинственные глубины моря, колыхания водорослей, пучеглазые глубоководные чудища... Завершила программу пьеса «Eclat» («Вспышка, 1965»): кластеры (звуковые пучки) рояля, переборы мандолины и гитары, глиссандо арфы, мягко плывущие звучания вибрафона, колокольные звоны, гулкие пассажи бас-кларнета, засурдиненная труба.

Музыка Булеза, прозвучавшая в «Двойном портрете», показалась не такой уж диссонантной. Его додекафония на вибрафоне, гитаре и колоколах звучала просто, нежно и даже певуче. Правда, мы слушали раннего и среднего Булеза, а не позднего — электронного. Чтобы исполнить его нынешние композиции, нужна была, по словам организаторов вечера, аппаратура, которой Центр современной музыки, увы, не располагает.

Аркадий Петров

реклама

вам может быть интересно

Стихии Жорди Саваля Классическая музыка