Любовный треугольник в Королевской опере

«Дон Карлос» в Ковент-Гардене

«Дон Карлос» в Ковент-Гардене

Мрачные видения монархии и католической церкви как единой политической силы, неразрешимые столкновения между церковью и государством, свободой и угнетением — это опера «Дон Карлос» когда-то церковного музыканта и органиста по образованию Джузеппе Верди. В Ковент-Гардене с большим успехом прошла премьера третьего возобновления этой постановки Николаса Хитнера, увидевшей свет в 2008 году.

Поставленная в традициях французской Гранд-Опера, она рассказывает о реальных исторических событиях, разворачивающихся на фоне личностной трагедии главных героев.

Любовный треугольник представлен неожиданно: сын (Карлос), его возлюбленная (французская принцесса и королева Испании Елизавета Валуа) и отец (испанский король Филипп ІІ). Верди смешал в одном коктейле исторические факты и лица, политику, мелодраму и художественный вымысел.

Пространство сцены по периметру представляет собой три черных стены с крошечными квадратными оконцами — фасад монастыря Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, построенный в честь победы испанцев в битве за Сен-Кантен (1557) по приказу самого Филиппа Второго.

Эти декорации постоянны, но дополняются: заснеженный лес Фонтенбло; распятие, прорезанное в виде креста в монастырской стене, сквозь которое просматривается поле, усеянное красными маками. Апартаменты Филиппа — то же темное пространство с характерным для той эпохи стулом и столом, на котором стоит шкатулка; монастырь и надгробие Дон Карлоса.

Декорации Боба Кроули просты, но выразительны и эффектны. Зритель не видит ужасов инквизиции и сцены сожжения еретиков. Но зловещее красное пламя, которое видно сквозь оконца, не оставляет никаких сомнений. Яркие красные одеяния католических священников на фоне толпы, одетой в черное, также ассоциируются с этим огнем.

«Дон Карлос» в Ковент-Гардене

Как сказал сам Верди: «Ваши священники — безусловно, священники, но вряд ли христиане».

Контраст этой сцены, где зло свершается с благословения церкви, и эпизода в Фонтенбло, где Дон Карлос влюбляется в Елизавету (на фоне белого открытого пространства), — ярок.

В буклете музыкальный руководитель Антонио Паппано объяснил, почему эта опера появляется на сцене не так уж часто, как хотелось бы. Да потому что собрать на сцене нужное количество выдающихся певцов не просто. Но Королевской опере это сделать удалось, хотя и не без проблем. За месяц до премьеры сменились тенор и сопрано, а за неделю до постановки — меццо-сопрано.

Американский тенор Брайан Хаймел поет Карлоса в первый раз и делает это славно, с настоящей страстью в голосе, с вердиевским лиризмом. Роль Родриго исполняет немецкий баритон Кристоф Пол. Этот безупречный певец-актер дает тончайшую характеристику своему образу: вы действительно верите в достоинство и благородство этого человека.

Американская сопрано Кристина Лэвис дебютировала на сцене Ковент-Гардена в роли Елизаветы Валуа, и начала она свое выступление нерешительно, но к последнему акту ее голос расцвел. Ее героиня для блага народа жертвует любовью к Карлосу и вступает в брак с его отцом (испанским королем Филиппом ІІ). Актриса смогла показать радость познания чувства любви и горечь отказа от нее, победу чувства долга над любовью.

Ох, уж эта принцесса Эболи в исполнении русской меццо-сопрано Екатерины Семенчук! Эта роль дала ей возможность показать всё своё мастерство — от игривой колоратуры во второй части второго акта, добавившей ее пению искрометности, блеска и изящества, до арии «O don fatale», которая стала кульминацией. Певица продемонстрировала недюжинное вокальное мастерство и великолепную актерскую технику.

«Дон Карлос» в Ковент-Гардене

Русский бас Ильдар Абдразаков в роли испанского короля Филиппа Второго благороден и красив. В неустанной борьбе за власть он маскирует свое личное отчаяние. Певец показал своего героя по нисходящей: от тирана, чьи руки в крови, — к простому смертному, тяжело переживающему свое неразделенное чувство. Его ария «Нет, не любим я ею!» убеждает зрителя в его уязвимости и разрывает сердце в клочья.

Грузинский бас Паата Бурчуладзе, дебютировавший на сцене Ковент-Гардена более тридцати лет назад в роли Рамфиса, исполнил роль Великого инквизитора.

Дирижер Бертран де Бийи, оркестр и хор Королевской оперы великолепно справились со сложной партитурой.

«Дон Карлос» поставлен в сотрудничестве с Норвежской национальной оперой и нью-йоркской Метрополитен-опера.

Благодаря божественным мелодиям Джузеппе Верди, восхитительной оркестровке и замысловатому сюжету, опера «Дон Карлос» актуальна и увлекательна и спустя 150 лет после своей премьеры.

Фото: roh.org.uk

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама