Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Дата рождения
09.02.1874
Дата смерти
02.02.1940
Профессия
Страна
Россия, СССР
Портрет Мейерхольда работы А. Головина

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (28 I (9 II) 1874, Пенза — 2 II 1940, Москва) — советский режиссер и актер. Народный артист Республики (1923). Член КПСС с 1918.

В 1896–98 учился в драматическом классе (руководитель В. И. Немирович-Данченко) музыкального драматического училища Московского филармонического общества. В 1898–1902 актер Московского Художественного театра. С 1902 работал как режиссер в «Товариществе новой драмы», в Студии на Поварской (Москва), в Театре В Ф. Комиссаржевской (Петербург), в Александринском театре и др. В 1920–38 возглавлял драматический театр в Москве (в 1920–21 — Театр РСФСР 1-й, с 1923 — Театр им. Мейерхольда).

Мейерхольд придавал большое значение музыкальной стороне драматического спектакля (привлекал к сотрудничеству таких композиторов, как А. К. Глазунов, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович и др.). В постановках Мейерхольда щедро и многообразно представленная звуковая партитура (от ритмически и мелодически точно проработанного звучания речи до прямого введения музыки) находилась в строгом соответствии, а в некоторых случаях в намеренно контрастном сопоставлении с зрительно-пластической стороной.

Выступал как режиссер в музыкальном театре. Поставил оперы «Тристан и Изольда» Вагнера (1909), «Орфей и Эвридика» Глюка (1911), «Электра» Р. Штрауса (1913), «Каменный гость» Даргомыжского (1917) в Мариинском театре. В 1935 осуществил на сцене Малого оперного театра постановку «Пиковой дамы», стремясь приблизить спектакль к литературному первоисточнику, он перенес действие оперы в начало 19 века, поставив ее по новому либретто В. И. Стенича, существенно отличавшемуся от прежнего. Поэтому при ярких режиссёрских удачах в построении действия возникали противоречия между новым либретто и музыкой, спектакль вызывал полемические отклики (И. И. Соллертинский, В. М. Богданов-Березовский и др). В 1938 был приглашен в качестве режиссера в возглавлявшуюся К. С. Станиславским оперную студию (начал работу над постановкой оперы «Семён Котко» Прокофьева).

Сочинения: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч 1–2, M., 1968.

Литература: Соллертинский И. И., Музыкальный театр на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия, в кн.: История советского театра, т. I, Л., 1933; «Пиковая дама», сб. статей и материалов, Л., 1935; Гозенпуд А., Русский советский оперный театр (1917–1941), Л., 1963, с 233–38, Кристи Г., Станиславский и Мейерхольд, «Октябрь», 1963, No 3, Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, M., 1960; Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, M., 1967; Рудницкий К., Режиссёр Мейерхольд, (M., 1969); Бубенникова Л., Мейерхольд и Шостакович (из истории создания оперы «Нос»), «СМ», 1973, No 3.

Б. И. Ростоцкий
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Б. Григорьев. Портрет В. Мейерхольда, 1916

Режиссёр-реформатор, Мейерхольд вёл поиски новых средств сценической выразительности, добивался острого, зрелищно яркого раскрытия образа.

В работах Студии на Поварской (1905) Мейерхольд пытался гармонически сочетать пластику актёров с поэтическим ритмом символистской драмы и музыкой («Смерть Тентажиля» Метерлинка, композитор И. А. Сац); впервые в истории русской режиссуры строил пластическую партитуру в соответствии со звуковой и цвето-световой. Продолжал работать над ритмами пластики, скульптурностью групп в массовых сценах и живыми барельефами в постановках театра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге («Сестра Беатриса» Метерлинка, 1906, и др.). Ставил пантомимы (под псевдонимом Доктор Дапертутто), варьировавшие темы итальянской комедии дель арте: «Шарф Коломбины» (сценограф А. Шницлер, композитор Э. Дохнаньи, Петербург, 1910; 2-я ред. — «Привал комедиантов», там же, 1916); «Арлекин, ходатай свадеб» [сценограф В. Люсциниус (В. Н. Соловьёв), композитор В. А. Шпис фон Эшенбрук, Ю. Л. де Бур (по Й. Гайдну и Ф. Арайе), там же, 1911, Териоки, 1912]; «Влюблённые» (сценограф Доктор Дапертутто, на музыку двух прелюдов К. Дебюсси, Петербург, 1912, Териоки, 1912).

Мейерхольд пользовался пантомимической и танцевальной пластикой в драматических спектаклях петербургского Александрийского театра. В «Дон Жуане» Мольера (1910, музыка Ж. Ф. Рамо) воспроизводилась атмосфера придворного театра конца 17 в. Мейерхольд добивался от актёров балетной грации движений, танцевального ритма, «напевности походки». В спектакле «Заложники жизни» (по пьесе Ф. К. Сологуба, 1912) Мейерхольд ставил балетные номера и сцены для перевода реальных характеров, поступков и событий в обобщённо-символический план. В работе над «Маскарадом» Лермонтова (1917) сотрудничал с А. К. Глазуновым, который написал музыку к сцене бала — мазурку, кадриль, полонез и др. танцевальные номера; в сцене маскарада Мейерхольд ввёл пантомиму Нины с «голубым Пьеро».

Приёмами арлекинады, буффонады, балаганной сатиры, шутовской издёвки и трагического гротеска Мейерхольд пользовался в спектаклях руководимого им. театра (Театр им. Мейерхольда), развивавших традиции площадных представлений («Мистерия-буфф» Маяковского, 1921; «Земля дыбом» Мартине и Третьякова, 1923; «Д. Е.» Эренбурга и Келлермана, 1924, и др.); поставил здесь также пантомимические сцены в трагедии «Кола ди Риенци» на музыку Вагнера (режиссер В. М. Бебутов, 1921).

В 1910 Мейерхольд выступил в партии Пьеро в балете «Карнавал», поставленного балетмейстером М. М. Фокиным (Петербург, зал Павловой). Фокин ставил номера и сцены в музыкальных спектаклях Мейерхольда в Мариинском театре (например, в опере «Орфей и Эвридика» Глюка, 1911), а также в спектакле «Пизаиелло» (по пьесе Д’Аннунцио), созданном Мейерхольдом для актрисы и танцовщицы И. Л. Рубинштейн (1913, театр «Шатле», Париж).

Творческие идеи Мейерхольда, а также его режиссёрская деятельность в драматическом театре оказали влияние на эстетику сатирического и публицистического спектакля в советском балетном театре.

Г. Ю. Бродская
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама